Обзор: Новый центр управления / апрель 2020
ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Андрей
Овчаренко

директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра
27.04.2020

Санкт-Петербург – один из регионов, где ситуационный центр губернатора и портал обратной связи с населением существуют уже несколько лет. Их функциональные возможности постоянно развиваются. На сегодняшний день региональный ситуационный центр является полноценным инструментом управления городом, уверен Андрей Овчаренко, директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра.

Когда в Санкт-Петербурге был создан ситуационный центр? Какие задачи он решает на сегодняшний день?

Андрей Овчаренко: Решение о создании ситуационного центра (СЦ) было принято правительством Санкт-Петербурга в декабре 2005 года в преддверии проведения июльского саммита "Большой восьмерки". Официальное открытие состоялось 13 мая 2006 года. Курирует работу ситуационного центра Комитет по информатизации и связи.

Ситуационный центр является частью системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации. Он предназначен для информационно-аналитической поддержки работы пользователей, организации видеоконференцсвязи, межведомственного информационного взаимодействия, доступа к государственным информационным системам.

В 2019 году на базе СЦ организовано информационное взаимодействие правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя Президента. Этот опыт позже был успешно применен в Приволжском, Сибирском, Уральском, Центральном Южном федеральных округах.

Информационно-аналитическая поддержка пользователей обеспечивается интегрированной системой информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, которая содержит информационно-аналитические материалы, справочную и статистическую информацию, результаты прогнозирования и т.д. Кроме того, в состав СЦ входит аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (АПК БГ), в том числе интеграционная платформа "Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений", Центр управления транспортом и др.

Ситуационный центр Санкт-Петербурга является также абонентским пунктом системы правительственной видеоконференцсвязи (ВКС). С ее помощью можно проводить мероприятия одновременно с 180 участниками. В системе видеоконференцсвязи содержится 1894 учетные записи сотрудников городских ведомств, а в самих ведомствах установлено 114 аппаратных видеотерминалов ВКС.

С началом пандемии COVID-19 количество ежедневных совещаний, проводимых в режиме видеоконференцсвязи, увеличилось в 20-30 раз. Мобильный сегмент ВКС обеспечивает возможность проведения совещаний в мобильных штабах на базе автомобилей "Мерседес" и автобуса "Волжанин". А значит, можно оперативно передавать данные и проводить совещания на месте чрезвычайных ситуаций, массовых мероприятий и т.д.

Отмена всех городских мероприятий в условиях временного карантина сделала мобильный функционал ВКС временно невостребованным. Однако, в создавшихся условиях в режиме ВКС начали проводиться все заседания правительства Санкт-Петербурга и целый ряд других масштабных и локальных совещаний. Таким образом было обеспечено информационное взаимодействие региональных органов власти с федеральными структурами.

С какими городскими системами интегрирован ситуационный центр?

Андрей Овчаренко: В основном, как уже было сказано, с системой информационно-аналитического обеспечения и АПК БГ, а также с единой системой электронного документооборота и делопроизводства, системой "Инцидент менеджмент", автоматизированной системой мониторинга работы уборочной техники и др.

Все эти системы опираются на созданную в регионе инфраструктуру: единую мультисервисную телекоммуникационную сеть в защищенном виде, распределенный региональный центр обработки данных, удостоверяющий центр, систему межведомственного электронного взаимодействия. Организовано информационное взаимодействие с межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Какие данные получает правительство Санкт-Петербурга при помощи ситуационного центра? Как они используются?

Андрей Овчаренко: Губернатор Санкт-Петербурга, члены правительства и руководители исполнительных органов власти получают данные об оперативной обстановке в регионе, которые поступают в режиме онлайн на цифровые панели руководителей. Также на цифровых панелях аккумулируется информация по выполнению национальных и региональных проектов, по анализу состояния и прогнозу динамики социально-экономического развития в территориальном и отраслевом разрезе. Кроме того, реализована возможность онлайн-представления руководителям всех уровней обращений граждан Санкт-Петербурга, результатов социологических исследований и анализа информации, циркулирующей в социальных сетях и СМИ.

На цифровые панели губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернаторов и руководителей исполнительных органов власти выводится также информация по выполнению адресных и государственных программ, а в период выборов – ход предвыборной кампании, процесса голосования и результатов выборов.

Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения представляет собой систему сбора информации, хранилище данных о регионе и других субъектах с элементами интерактивной визуализации, плюс инструментарий комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей.

В 2019 году она выведена на качественно новый уровень. Теперь актуальная информация, необходимая губернатору и всем руководителям для эффективного управления городом, представляется в наглядном виде и доступна онлайн на цифровой панели управления городом. Это единая онлайн-платформа, которая обеспечивает визуализацию всех направлений развития города и районов, мониторинг и анализ текущей ситуации и прогнозирование будущего развития города, позволяет решать задачи стратегического управления. Цифровая панель также обеспечивает онлайн-сопровождение заседаний и совещаний органов власти.

Одним из основных технологических достоинств цифровой панели является конструктор, который позволяет оперативно создавать информационные панели (дашборды) по требуемой тематике, теме совещания, доклада в виде набора фреймворков с отображением информации от внешних информационных систем и интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.

В 2019 году расширены функциональные возможности системы. Создана инфопанель "Районы Санкт-Петербурга", на которой наглядно представлена ситуация в районе по различным направлениям, включая сведения о реализации госпрограмм, информацию о детях, молодежи, людях старшего поколения, инвалидах, данные о социальной поддержке жителей, информацию об экологической безопасности, строительстве и пр.

Реализовано онлайн-представление обращений граждан. Теперь наглядно видно, в каком районе жалуются на коммунальщиков, а в каком на загрязненность воздуха, какое ведомство оперативно реагирует на обращения жителей города, а какое тянет с ответом и т.д. Обращения граждан представлены в территориальном и временном разрезах, дифференцированы по формам обращений, тематике, источникам поступления и результатам рассмотрения обращений.

Организована иерархия показателей Управления по работе с обращениями граждан в хранилище данных. Показатели могут быть выведены на экран в табличной форме, а также в виде графиков и диаграмм. Существует возможность анализа данных аналитическими инструментами.

Разработана инфопанель "Национальные проекты" для мониторинга исполнения бюджета и целевых показателей. Благодаря цветовой индикации светофорного вида сразу видно, в каком региональном проекте наблюдаются отклонения, какие мероприятия остаются неисполненными и кто является ответственным за упущения. Интеграция с системой управления проектами позволяет автоматически актуализировать все данные, включая достижение контрольных точек, показателей и результатов, исполнение бюджета и контроль рисков.

Разработана инфопанель "Выборы" и тем самым обеспечена аналитическая поддержка проведения всех выборных кампаний и референдумов. В течение дня голосования обеспечивается онлайн-наблюдение на избирательных участках, регулярно обновляется информация о ходе голосования. Ход и итоги выборов представляются на цифровой панели в виде онлайн-презентации.

Реализовано представление адресных программ на карте города, добавлена фильтрация по району, виду программ и их состоянию. Стало удобно и наглядно отслеживать ситуацию со строительством новых объектов и ремонтом имеющихся в целом по городу и в каждом районе отдельно.

Реализована визуализация исполнения государственных программ Санкт-Петербурга с возможностью просмотра подробной информации по каждой госпрограмме и официального отчета о ее исполнении.

Разработана инфопанель "Соцопросы", предназначенная для представления аналитических материалов с результатами социологических опросов населения, в том числе по районам города, а также по отраслевым направлениям.

Реализована "Библиотека материалов", в которой могут быть размещены сгруппированные по тематике, мероприятиям, типам и другим группам различные материалы – документы, фото- и видеофайлы, ссылки, карты и схемы, презентационные и справочные материалы.

Создана инфопанель "Безопасность", к которой подключена АПК БГ. Она содержит хронометр, метеосводку, обеспечивает трансляцию с видеокамер на улицах города, сообщения о происшествиях в онлайн режиме, отображение происшествий и чрезвычайных ситуаций на карте Санкт-Петербурга с адресной привязкой, результаты мониторинга соцсетей и СМИ и ленту новостей по тематике "Преступность и безопасность".

Интегрирован ли ваш ситуационный центр с ГАС "Управление" и другими федеральными информационными системами? Какая информация туда передается?

Андрей Овчаренко: СЦ интегрирован с ГАС "Управление", а также с ГАС "Выборы", информационно-аналитической системой Северо-Западного федерального округа, с системами представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Росстат, Федеральное Казначейство, Федеральная миграционная служба, МЧС, МВД, ФСО по Северо-Западному федеральному округу и др.

Использование региональной СМЭВ позволяет с помощью технологии web-сервисов взаимодействовать, посылая запросы и получая ответы в одну и другую стороны, не только внутри региона, но и с выходом на федеральные органы власти. Так, например, передаются данные мониторинга достижения показателей социально-экономического развития, межведомственные запросы в электронном виде при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое.

Какие сложности чаще всего возникают в ходе создания ситуационного центра, из вашего опыта? От чего зависит эффективность его работы?

Андрей Овчаренко: Что касается возникающих сложностей, то это прежде всего сложности организационного, нормативно-правового и финансового характера. В условиях преодоления пандемии и ее последствий вопросы финансирования станут решающими.

Технологическая сторона практически полностью отработана. Так, для примера, можно привести разработанную в Санкт-Петербурге универсальную программную платформу UniWeb Analytics, содержащую инструментальные средства сбора данных, дающие пользователям доступ к функциям визуализации и интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций, визуализации результатов анализа и прогнозирования, т.е. решения типовых задач систем поддержки принятия управленческих решений.

Кроме того, важна роль лица, принимающего решение, и руководства региона в целом. От них зависят происходящие в субъекте бизнес-процессы, их организация, внутренняя логистика. Также важно определить количество необходимой и достаточной информации при реализации СЦ региона, установить ответственность должностных лиц.

В чем, на ваш взгляд, отличие ситуационного центра от Центра управления регионом (ЦУР), о создании которого сейчас говорится на федеральном уровне?

Андрей Овчаренко: Понятие ЦУР стало распространяться после того, как Президент поддержал инициативу главы подмосковного Красногорска в январе 2020 года на заседании Совета по развитию местного самоуправления по созданию в стране центров управления регионом. Однако, ЦУР – это, прежде всего, проект для муниципального уровня. В его основе лежит работа с обращениями граждан, поступающими из разных источников, а это входит в полномочия муниципальных образований.

На уровне региона и выше ЦУР – это ни что иное, как элемент СЦ соответствующего уровня. Это явно просматривается на примере СЦ Санкт-Петербурга. Это обратная связь власти с населением. И СЦ, и ЦУР не противоречат друг другу. Но решать задачу создания ЦУР проще и дешевле. Ведь сегодня полноценных СЦ в регионах не так много.

Если функционал ЦУР дополнить возможностью анализа социально-экономического развития территории, оперативной обстановки, то есть всем тем, что создает полноценную картину для принятия управленческих решений, то и получится полноценный СЦ.

Кроме того, в созданных ЦУР постоянно, как было заявлено в Красногорске, работают сотни людей, прикомандированных из местных органов власти. В сложных условиях (например, пандемии) функционирование такого центра становится невозможным по требованиям обеспечения антивирусной защиты. К тому же, это не совсем технологично с точки зрения информационных технологий.

В Санкт-Петербурге в 2019 году было реализовано наглядное онлайн-представление обращений граждан. Эта информация позволяет руководству не только оперативно реагировать на жалобы и обращения жителей, но и принимать управленческие решения на основе анализа результатов мониторинга обращений на ближайшую и долгосрочную перспективу. В хранилище данных организована иерархия показателей Управления по работе с обращениями граждан. Показатели могут быть выведены на экран в табличной форме, а также в виде графиков и диаграмм. Существует возможность анализа данных аналитическими инструментами, имеющимися в системе. Также решается задача анализа результатов соцопросов, мониторинга социальных сетей, СМИ и т.д.

Планируется ли создавать ЦУР в Санкт-Петербурге (возможно в случае с Петербургом это Центр управления городом)?

Андрей Овчаренко: ЦУР в Санкт-Петербурге фактически уже реализован в составе СЦ. Губернатором поставлена более широкая задача – создать единую комплексную систему управления городом.

Источник: ИАЦ СПб, 2020
Источник: ИАЦ СПб, 2020

Вся возможная информация о регионе в этом случае концентрируется на цифровой панели управления городом, либо на рабочем месте губернатора, либо на табло коллективного пользования СЦ.

Насколько актуально объединение ЦУРов на федеральном уровне, например, с ситуационным центром Президента РФ?

Андрей Овчаренко: Я думаю, что ЦУРы должны создаваться на уровне муниципалитетов для поддержки управленческой деятельности местных руководителей. Затем они должны выдавать сводную информацию в СЦ региона (губернатора или главы), в котором обрабатывается стратегическая и оперативная информация о состоянии региона, а также поступающая информация о социальных запросах и настроениях населения.

СЦ регионов через СМЭВ взаимодействуют с СЦ полномочных представителей Президента в федеральных округах, СЦ федеральных органов власти, а также СЦ правительства и Президента.

Такая структура, разработанная ранее на федеральном уровне, на сегодняшний день гармонично объединяет цели и задачи функционирования СЦ и ЦУР в общей системе управления государством.

Насколько, на ваш взгляд, необходимы стандарты создания ЦУР? Возможно ли использование единой платформы управления регионом, на которой будут интегрированы все решения, например, АПК "Безопасный город", "Умный город" и т.д.

Андрей Овчаренко: Стандартизация – это прежде всего сокращение времени за счет использования типовых программных платформ, флэшбордов, а, следовательно, снижение финансовых затрат. Одновременно решается задача импортозамещения. Вместе с тем, в регионах надо заблаговременно проводить работы по созданию инфраструктуры, о которой мы говорили. Пока этого нет, в ЦУРах будут сидеть по 100 сотрудников, оторванных от работы в местных органах власти.

В целом стандарты одинаковы и для ЦУРов и для СЦ. Причем стандартизация – это не значит, что будет один разработчик. Стандартизация – это использование на местах единых требований к организации и технологическим решениям. Исполнитель же должен определяться на конкурсной основе. Именно на это обращал внимание Президент по итогам Совета в Красногорске.

Известно, что СПб ИАЦ предоставляет программное обеспечение, технологии своего ситуационного центра другим регионам. Расскажите подробней об этой практике. Каким регионам и что уже предоставлено, с кем ведутся переговоры? Какую выгоду получает регион от сотрудничества с СПб ИАЦ?

Андрей Овчаренко: Да, мы реализовали свои типовые платформенные решения в ряде регионов, в том числе на Алтае и в Архангельской области. В Архангельской области реализована последняя версия нашей платформы информационно-аналитической системы для ситуационного центра региона. На первом этапе, как правило, решаются организационные, в том числе нормативно-правовые, задачи, организуется сбор информации из установленных источников, а также создаются подсистемы сбора, хранения, первичной обработки, визуализации и защиты информации.

На последующих этапах планируется расширять возможности аналитической системы. Создаются система прогнозирования, оперативного анализа и другие. То есть реализуются принципы этапности и масштабирования, что облегчает финансовую нагрузку на заказчиков.

Насколько важен мониторинг социальных сетей, настроений горожан, обратной связи для управления городом в таких системах, как ситуационный центр?

Андрей Овчаренко: Мониторинг социальных сетей и СМИ в интернете очень важен. Это элемент обратной связи, наряду с социологическими исследованиями, без которой управлять регионом, основываясь только на статистических данных, практически невозможно. Причем важно не только выявлять в соцсетях наиболее острые на сегодняшний день городские проблемы, но и активно влиять через соответствующие аккаунты на умонастроения граждан, доносить до них действия властей по повышению уровня и качества жизни населения.

У нас есть опыт и технологии, позволяющие использовать инструменты социологии и анализа социальных сетей в совокупности с данными об обращениях граждан, поданных в администрацию губернатора, на портал "Наш Санкт-Петербург" и через горячие линии связи с населением.