Виктория
Кузнецова

председатель комитета цифрового развития Ленинградской области
27.04.2020

В Ленинградской области в августе 2019 года был запущен Ситуационный центр губернатора. Это полноценная аналитическая платформа, на которой собираются и обрабатываются данные о социально-экономическом развитии региона, а также обращения граждан по самым актуальным вопросам. В планах – его дальнейшая доработка, в том числе и с учетом рекомендаций по созданию Центра управления регионом.

Когда в вашем регионе был создан ситуационный центр? Какие задачи он решает на сегодняшний день?

Виктория Кузнецова: Ситуационный центр как аналитическая платформа был запущен в августе 2019 года. Мы наполнили его функционалом, аналога которому прежде не было в Ленинградской области. Главное – проект разрабатывался с учетом потребности губернатора получать актуальную информацию о жизнедеятельности региона и обратную связь с жителями Ленинградской области в режиме 24/7.

Платформа использует данные из региональных и федеральных информационных систем, от муниципальных ведомств и операторов связи, а также аналитику на базе информации из социальных сетей. Созданы цифровая панель и мобильное рабочее место, позволяющее дистанционно подключаться к Ситуационному центру. Поэтому сотни актуальных наборов данных доступны губернатору круглосуточно.

За счет интеграции сервисов и информационных систем в интерактивном режиме губернатор получает полную информацию об экономике и социальной сфере региона, работе органов местного самоуправления. Это позволяет главе региона минимум на 10% быстрее принимать управленческие решения по базовым процессам, чем если бы он использовал только объемные бумажные отчеты из разных ведомств. А сейчас, когда темпы обновления информации особенно высоки, скорость принятия управленческих решений возрастает до 50%.

Проект уже оценили в регионах. В прошлом году Ситуационный центр стал победителем Всероссийского конкурса региональной информатизации в номинации "Государственное и муниципальное управление".

Какие данные получают региональные власти при помощи СЦ? Как они используются?

Виктория Кузнецова: Через цифровую панель Ситуационного центра губернатор получает как данные о внутренней работе администрации, реализации нацпроектов, состоянии закупок, исполнении бюджета, так и о том, что происходит на территории региона. Это и вопросы безопасности, и проблемы ЖКХ. Через камеры следит за этапами возведения школ, садиков, больниц и других социальных объектов. Также ему доступна информация об удовлетворенности качеством жизни в регионе, включая реакцию жителей в соцсетях и обращения на портал обратной связи с жителями "Народная экспертиза".

Сейчас, в период эпидемии, Ситуационный центр аккумулирует все оперативную информацию для принятия управленческих решений в борьбе с коронавирусом по 11 актуальным направлениям. Более 100 наборов данных ежедневно актуализируются в системе и с помощью BI-аналитики представляются в максимально доступной форме. Это позволяет оперативно делать выводы о текущем положении в регионе и корректировать меры реагирования.

Главе региона доступны оперативные сведения о заболевших и выздоровевших жителях области, о динамике обращений граждан с симптомами коронавирусной инфекции, а также о количестве прибывших из других стран. Для контроля за соблюдением режима самоизоляции используются данные от операторов связи, полученные через Минкомсвязи РФ, а также системы видеонаблюдения. Рассчитывается индекс самоизоляции по крупным районным центрам.

Обеспечен контроль за организацией дистанционного обучения в образовательных учреждениях области. Ведется мониторинг количества развернутых в медицинских организациях койко-мест, наличия ИВЛ, лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты и товаров первой необходимости. Также отслеживаются динамика деятельности предприятий и предпринимателей Ленинградской области, оказавшихся в сложной ситуации в связи с введением ограничительных мер, и состояние рынка труда в районах.

Заседания регионального оперативного штаба о ситуации и мерах по противодействию распространения коронавируса Ленинградской области проходят в формате видеоконференции. Для оценки состояния в регионе и определения дальнейших шагов губернатор обращается к аналитике Ситуационного центра.

На основании данных Ситуационного центра формируется и направляется отчетность в федеральные структуры.

Интегрирован ли ваш СЦ с ГАС "Управление" и другими федеральными информационными системами?

Виктория Кузнецова: Осуществлена интеграция с федеральными государственной автоматизированной системой "Управление", Единой межведомственной информационно-статистической системой, сайтом "Российская общественная инициатива" и Единой информационной системой в сфере закупок. Сейчас прорабатывается интеграция с ЦУР от АНО "Диалог" и ключевым федеральным аппаратно-программным комплексом, координирующим меры борьбы с коронавирусом, ИЦК.рф.

С какими региональными системами он интегрирован?

Виктория Кузнецова: К Ситуационному центру подключены несколько региональных информационных систем. Это системы мониторинга социально-экономического развития области, обеспечения деятельности МФЦ, жилищно-коммунального хозяйства, интеллектуального видеонаблюдения и аналитики (аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"), электронного документооборота, управления государственными и муниципальными служащими, Единого информационно-расчетного центра, Системы-112 Ленинградской области, а также портал "Народная экспертиза". Также выполнена интеграция с системами, обеспечивающими внутренние процессы в администрации области: кадровую политику, планирование деятельности первого лица, мониторинг исполнения поручений.

Создан ли в вашем регионе портал работы с обращениями граждан? Какие возможности он предоставляет гражданам?

Виктория Кузнецова: Да, для этих целей в 2017 году был создан публичный интернет-портал народнаяэкспертиза.рф. Он позволяет жителям региона сообщать органам власти о проблемах в сфере экологии, ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства, получать оперативно ответы и отслеживать ход рассмотрения сигналов. Благодаря мобильному приложению пользоваться порталом удобно через смартфон и другие мобильные компьютерные устройства.

Приведите статистику использования регионального портала обратной связи.

Виктория Кузнецова: В прошлом году на портал "Народная экспертиза" поступило более 2000 обращений. Это вдвое превышает показатели 2018 года и более чем в 10 раз – 2017-го. Наиболее часто жители обращаются по вопросам содержания дорог, жалуются на благоустройство дворовых территорий и несанкционированные свалки.

Мы намеренно не стремились к наращиванию количества обращений в пользу качества их отработки. Сейчас портал обратной связи существенно модернизируется – с учетом установок, полученных с федерального уровня. Направления и сферы применения будут существенно расширены, что безусловно повлечет за собой значительный рост числа обращений.

Как организована обработка обращений? Распространяется ли на них требование 59-ФЗ? Если нет, то не считаете ли вы, что такие порталы должны работать по 59-ФЗ?

Виктория Кузнецова: Направить обращение на портал могут жители региона, у которых есть подтвержденная учетная запись в ЕСИА. Ответы предоставляют сотрудники комитетов и государственных учреждений Ленинградской области.

Интерактивная карта позволяет визуализировать сообщения пользователей региона с фильтрацией по темам, районам и статусам. Также есть возможность проведения на сайте опросов для жителей по актуальным проблемам региона.

Важно, что ответы на обращения формулируются максимально конкретно, с указанием фактов и времени решения проблемы. И гораздо быстрее 30-дневного срока, определенного 59-ФЗ. Скорость реакции на сигнал составляет от нескольких часов до нескольких суток.

Кроме того, для получения обратной связи с жителями губернатор дважды в месяц проводит горячие линии, а также активно использует социальные сети. На аккаунт Александра Дрозденко в Instagram, к примеру, подписаны около 34 тысяч человек, а скорость реакции на вопросы жителей составляет от нескольких минут до нескольких часов. Все обращения, их темы и сроки отработки анализируются и сопоставляются с аналогичными, полученными через портал "Народная экспертиза".

С какими информационными системами регионального уровня интегрирован портал?

Виктория Кузнецова: Осуществлена интеграция платформы "Народная экспертиза" с ЕСИА, СМЭВ, диспетчерской службой, адресным справочником ФИАС, системой ведения и учета программ по капитальному и текущему ремонту городских объектов. Современные цифровые технологии позволяют максимально быстро реагировать на обращения жителей, а значит, эффективнее решать проблемы людей.

Какую аналитическую информацию получают региональные власти благодаря порталу обратной связи? Как она используется в дальнейшем?

Виктория Кузнецова: Анализ обращений и результаты опросов учитываются при составлении планов – будь то ремонт дорог, строительство соцобъектов или ликвидация свалок. Такой формат взаимодействия позволяет не дожидаться поступления формальных жалоб по бюрократическим каналам, а сразу решать проблемы, а также работать на опережение.

Каким должен быть идеальный, на ваш взгляд, портал обратной связи с населением?

Виктория Кузнецова: Самое главное, чтобы для жителей эта платформа была удобным, эффективным инструментом донести свои предложения до органов власти. Нужно, чтобы каждый обратившийся в режиме онлайн человек видел – важные для него вопросы не откладываются на потом, а решаются в интересах жителей города, района, области. Понимал, что при реализации крупных проектов учтены его пожелания.

Этот ресурс особо актуален сейчас, когда из-за необходимости соблюдать режим самоизоляции ограничена возможность выражать свое мнение на общественных площадках, принимать участие в собраниях. Поэтому на базе платформы "Народная экспертиза" будет развернут сервис для обсуждений, голосований. Мы рассчитываем, что он также станет удобной коммуникационной площадкой для жителей региона.

Планируете ли вы создание ЦУР? Если да, то в чем будет его отличие от уже имеющегося у вас СЦ?

Виктория Кузнецова: Фактически Ситуационный центр сегодня и есть центр управления регионом – для губернатора. При этом наше решение достаточно компактное, и оно сбалансировано с точки зрения соответствия полезности и затрат как на разработку, так и при обслуживании. Это касается и бюджета, и человеческих ресурсов. Оно закрывает потребности губернатора в аналитике и заточено конкретно под него.

Но мы не останавливаемся – дорабатываем модули, аналитику, интегрируем решение с дополнительными информационными ресурсами и включаем в работу новые наборы данных. Мы изучили рекомендуемое регионам федеральное решение ЦУР, учтем его специфику и сильные стороны при развитии АИС "Ситуационный центр губернатора" и обязательно обеспечим интеграцию систем. Завершу каламбуром: мы в диалоге с АНО "Диалог".