Елена
Новикова

основатель и президент компании Polymedia
27.04.2020

Ситуационные центры давно существуют во многих регионах. Сегодня речь идет об их объединении на единой платформе управления регионом, в состав которой должен так же войти портал обратной связи с населением. О том, как это сделать, рассказала Елена Новикова, основатель и президент компании Polymedia.

Что, по вашему мнению, должны представлять собой Центры управления регионом (ЦУР), о создании которых сегодня много говорится? Чем они отличаются от Ситуационных центров (СЦ)?

Елена Новикова: Центр управления регионом (ЦУР) и Ситуационный центр (СЦ) выполняют одну и ту же задачу – это орган управления регионом. К сожалению, в этом вопросе сейчас много непонимания, но важно одно – как бы ни назывался этот центр, суть его одна и та же: он предназначен для сбора информации, моделирования, прогнозирования и принятия решений в области регионального управления. Еще одна функция – это обмен информацией с федеральными органами государственной власти, в том числе через систему распределенных ситуационных центров. Практика создания таких центров описана в книге "Ситуационные центры органов государственного управления: опыт, состояние, тенденции развития".

По вашему мнению, должны ли уже имеющиеся в регионах платформы (АПК БГ, "Система 112", "Умный город", Ситуационный центр губернатора, порталы работы с населением) объединиться в одну платформу управления регионом? Что надо сделать сейчас, чтобы в дальнейшем успешно решить эту задачу?

Елена Новикова: Конечно, все эти системы – это часть платформы управления регионом, каждая из них предназначена для сбора информации по определенному направлению. АПК БГ, "Система 112" – решения в области комплексной безопасности и чрезвычайных ситуаций, порталы работы с населением – это обратная связь от граждан. Есть и другие источники информации, например, статистические данные, единая информационная система закупок, ГАС "Управление" и так далее. Платформы "Умного города" предназначены для управления городским хозяйством, данные из них также должны поступать в региональный центр управления.

Все эти системы являются источниками данных для принятия решений и моделирования ситуаций в СЦ или ЦУРе. Для этого, действительно, нужна интегрирующая платформа. Например, информационно-аналитическая система на базе платформы Visiology может быть именно такой платформой. Только что нами сделан пилотный проект в Нижегородской области, который как раз решает эту задачу.

Какие технологии уже используются в ЦУР?

Елена Новикова: Их можно разбить на две категории: инженерно-технические и информационно-аналитические решения. Что касается инженерно-технических решений, то в первую очередь это светодиодные экраны высокого разрешения. Они позволяют получать изображение высокого качества при работе со схемами, таблицами, графиками, питч такого экрана 0,9 – 2,5 мм, высокая яркость изображения и срок службы около 100 тысяч часов. Кроме того, сегодня используются сетевые распределенные контроллеры, позволяющие гибко построить управление источниками информации для видеостены. Используются также технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать лица и образы, и программное обеспечение для организации совместной удаленной работы, что сейчас особенно актуально.

Информационно-аналитическая система строится на базе современных BI-платформ, использующих In-memory технологии работы с данными. Если говорить про обработку больших объемов данных и производительность, то здесь лучше подойдет гибридная модель – объединение In-memory и распределенных вычислений MPP (Massive Parallel Processing). Перспективной является также возможность общения с аналитической системой на естественном языке Natural Language Processing. Такая возможность существует, например, в российской платформе Visiology.

Какую информацию может предоставлять руководству региона современный ЦУР?

Елена Новикова: Так же как и Ситуационный центр, ЦУР предназначен для принятия решений по различным вопросам управления регионом. И для работы в нем требуется информация по социально-экономическим и общественно-политическим вопросам, а также по вопросам комплексной безопасности. Для руководства регионов также важна информация по мониторингу ключевых показателей национальных проектов: исполнение бюджета, оценка рисков, ответственные в регионе. Отдельным блоком сейчас выделяются обращения граждан как важная составляющая управленческой деятельности.

Если говорить о работе с обращениями граждан, то отмечаете ли вы рост спроса на такие решения? Какой и для чего вы видите интеграцию таких порталов и ЦУР?

Елена Новикова: Платформы обратной связи с населением есть во многих регионах – это порталы "Добродел", "Управляем вместе", "Сделаем Приморье лучше" и прочие. Такие платформы – это один из каналов получения информации от населения. Платформа важна, потому что систематизирует обратную связь. При этом существуют и другие формы связи: колл-центры (можно позвонить и дать обратную связь через оператора), аккаунты в соцсетях, системы документооборота. Все вместе они являются одним из источников информации для принятия управленческих решений.

Ваша компания много лет занимается созданием СЦ. Смогли ли они стать полноценным инструментом, помогающим эффективно управлять регионом? Если нет, то почему?

Елена Новикова: Да, действительно, мы занимаемся Ситуационными центрами уже около 20-ти лет, за это время нами созданы СЦ и для органов государственной власти, и для корпораций. Чтобы минимизировать проблемы и получить успешно работающий СЦ, надо очень четко понимать, зачем он создается, какие задачи будет решать, кто им будет пользоваться, и кто в нем будет работать.

Ситуационный центр – это, в первую очередь, инструмент работы руководителя компании, корпорации, региона. Вся информация готовится экспертами и аналитиками, но без постоянной работы руководителя, без его мотивации этот инструмент будет бесполезен.

Остальные проблемы решаются с помощью грамотного проектирования и внедрения. Надо только понимать, что разработка концепции и проектирование – это очень важный процесс, и он должен занимать не меньше времени, чем создание СЦ.

Нельзя не сказать о кадровой проблеме. Нужны грамотные ИТ-специалисты, аналитики, эксперты, руководитель СЦ. В этой области, конечно, есть кадровый голод.

Может ли ЦУР создаваться на базе типового решения или это всегда индивидуальный подход? Нужны ли стандарты создания ЦУР для того, чтобы иметь возможность интегрировать информацию на федеральном уровне?

Елена Новикова: Методические рекомендации для создания СЦ или ЦУР давно разработаны, и в регионах с ними знакомы. Есть типовые блоки, такие как "Экономика", "Политика", "Комплексная безопасность". Однако в каждом регионе своя специфика, и тут требуется индивидуальная подстройка: есть свои региональные источники, своя специфика в области социально-экономических вопросов, уникальный ИТ-ландшафт, специфичен набор задач. Лучше всего создавать ЦУР с грамотным системным интегратором.

Приведите примеры уже реализованных проектов.

Елена Новикова: Нами создано более сотни аппаратных и программных СЦ, но, наверное, вы спрашиваете о недавних работах. Могу привести в пример СЦ Смоленской области – там реализован первый этап, уже ведется мониторинг национальных проектов. Создается СЦ Рязанской области. Нами также было сделано проектирование для ЦУРа Московской области. В ЦУРе ХМАО на базе платформы Visiology реализована интеграция с региональной шиной обмена данных, построена подсистема прогнозирования демографических и социально-экономических показателей. В настоящее время с помощью аналитической платформы решаются задачи сбора, обработки и визуализации данных о ситуации с распространением коронавируса.

В городе Волжский создан центр интеллектуального городского управления. Аналитическая платформа консолидирует данные региональных информационных систем: Система 112, Единая дежурная диспетчерская служба, Региональная навигационно-информационная система, Система управления проектами, Система видеонаблюдения безопасного города. Созданы формы сбора данных структурных подразделений администрации города для ввода оперативной отчетности о ключевых показателях функционирования города: ЖКХ, экология, бюджет, экономика.