Обзор: Цифровой Челябинск / июль 2020
Независимость от разработчиков программного обеспечения: как сделать много, если ресурсов мало

Алексей
Шовкун

директор ООО "Информационные системы и сервисы"
08.07.2020

Директор ООО "Информационные системы и сервисы" Алексей Шовкун рассказал о независимости от иностранных продуктов и реальности импортозамещения на примере системы электронного документооборота администрации Челябинска, которая собрала в единую систему документооборота два разрозненных решения.

Когда в Челябинске внедрена система электронного документооборота администрации от ООО "Информационные системы и сервисы"? Почему город выбрал эту систему, был ли конкурс?

- Мы участвовали во внедрении этого проекта в 2016 году, причём работали с Администрацией города Челябинска не напрямую, а выиграв конкурсные процедуры в соответствии с 223-ФЗ у ФГУП "Атлас". Это известная федеральная компания, занимающаяся вопросами информационной безопасности. Новосибирский филиал ФГУП "Атлас", конечно, знал о нас "не по наслышке", мы достаточно известная компания в родном городе, с ФГУП "Атлас" одно время мы работали в рамках единой ассоциации "Информация и технологии", обсуждали как можем быть полезны для создания полноценных решений, и для участия в торгах они нас пригласили сами, сообщив, что этот проект, возможно, будет нам интересен. Мы, действительно, заинтересовались. Тем не менее, торги были конкурентные, поэтому я считаю, что мы совершенно справедливо заняли роль субподрядчика. Администрацией города Челябинска был сформулирован ряд требований к решению – возможность работы с документами ограниченного доступа, а также передача исключительных прав на разработанную информационную систему, и передача всех исходных кодов на неё. Мы согласились с этими требованиями, поскольку опыт создания других сложных систем на аналогичных условиях был у нашей команды (тот же проект "Электронный Барнаул", которым мы занимались в 2011-2015 годах), и подготовили предложение.

В администрации Челябинска тоже прошли конкурентные торги по 44-ФЗ (электронный аукцион), по результатам которого и определился победитель. То есть все участники проекта оказались на месте исполнителей исключительно благодаря возможности предложить лучшие ценовые условия, при полном соблюдении требований к функциональности и качеству предлагаемого продукта.

Какова архитектура системы? (Как осуществляется доступ пользователей к системе и обмен данными?)

- Архитектура системы представляет собой веб-приложение, работающее на сервере приложений, и обеспечивающее работу как с документоориентированным хранилищем, так и с реляционной базой данных. Доступ пользователей осуществляется через браузеры. Причём в то время, когда мы работали над созданием системы, только набирал обороты тренд импортозамещения, поэтому в числе своих компонент мы не использовали проприетарные зарубежные компоненты. Также вся инфраструктура заказчика была ориентирована на отечественные решения. В частности, в качестве браузеров приоритет был на Яндекс.Браузер, в качестве операционных систем ориентировались на ASTRA Linux. Для нас это был очень ценный опыт, поскольку многие недооценивают тот факт, что каждое решение, несмотря на кажущуюся стандартизацию, имеет особенности, которые приходится учитывать в работе. Зато мы после этого проекта стали компанией, которая на деле показывает, что импортозамещение реально, хоть и требует дополнительных затрат на настройку и адаптацию систем под отечественные компоненты. И, кстати, это дало приток новых заказов, поскольку мы с самого начала создания компании работали по принципу независимости от иностранных проприетарных продуктов. Импортозамещение дало серьёзный импульс к росту нашей компании, поскольку наш опыт создания решений без продуктов Oracle и Microsoft, популярных несколько лет назад, оказался крайне востребован на рынке.

Какие преимущества пользователям Челябинска дает эта система?

- На момент внедрения в Администрации города Челябинска работали две системы документооборота, которые были разрознены, решали разные задачи, с которыми периодически возникали сложности в части поддержки и настройки, а также масштабируемости, не дававшие обеспечить работу большому числу пользователей. Мы смогли полностью решить эти проблемы, провели миграцию данных из этих систем, и создали полноценную единую систему документооборота, без лицензионных ограничений на количество пользователей, современную (с web-доступом) и расширяемую, а кроме того, обеспечили независимость администрации Челябинска от поставщика решения - администрация города Челябинска полностью владеет исходными кодами и правами на систему.

Есть ли результаты работы системы, какие она показала плюсы и минусы, требуется ли доработка?

- То, что система с количеством пользователей около тысячи успешно эксплуатируется, и решает свои задачи в полном объёме, бесперебойно работает и стала основой для решения новых задач – уже большое достижение. Возможность реализации новых модулей на современных технологиях на той же платформе, выполнение требований по импортозамещению – это тоже безусловные плюсы. На момент запуска в системе не было реализовано полноценное мобильное приложение, это планировалось сделать на следующих этапах, но то, что доступ к системе может осуществляться с мобильных устройств, уже частично решает обеспечение мобильности пользователей. В ядре системы предусмотрены возможности создания мобильных приложений в дальнейшем.

Планируете ли вы расширять функционал системы электронного документооборота? В частности, интеллектуальных помощников, распознавания текстов. Также в последнее время в СЭД стал наращиваться BI функционал.

- Повторюсь, одна из основных задач, которую решала администрация города Челябинска - обеспечение независимости от разработчика. У нас никогда не было доступа к продуктивной среде, всё гарантийное сопровождение мы обеспечивали, изучая системные журналы ("логи"), которые нам направляли специалисты управления информатизации и моделируя те же ситуации на тестовом сервере. Соответственно и обновления системы происходили на тестовом сервере, а продуктивный сервер обновлялся исключительно специалистами муниципального заказчика. Поэтому привязки к нам нет, и время показывает, что выбранный путь – правильный. Торги на развитие системы в 2019 году выиграла другая, незнакомая мне, компания, из Санкт-Петербурга, и, по-моему, они успешно продолжают начатое нами дело. Поэтому мы готовы принимать участие в развитии системы на следующих этапах в конкурентных процедурах, это обеспечит только лучшие условия для муниципального заказчика. Идеи по развитию системы у нас всегда были, и в части распознавания текста, и в части определенных модулей, реализующих задачи "искусственного интеллекта", да и просто автоматизации отдельных направлений в работе органа местного самоуправления. Их довольно много, мы, как компания-партнёр Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, активно участвуем в обсуждении и развитии полезных продуктов и сервисов для муниципалитетов по всей стране. Это отдельный рынок, который требует специальных продуктов, поскольку задачи, решаемые сотрудниками муниципалитета ближе всего к жителям, то есть простым людям, на мой взгляд. Поэтому мы постоянно обсуждаем с нашими заказчиками задачи и реализуем их в наших продуктах или заказных проектах со стороны муниципалитетов.

Есть ли у вас в разработке, тестировании или уже внедрении другие аналогичные системы?

- Безусловно, портфель решений нашей компании большой. Это и большая система для автоматизации административной практики, и для взаимодействия с ГИС ГМП Федерального казначейства. Мы организуем специальные шлюзы и работу с другими федеральными ведомствами, например, РосРеестром. Причём выполняем эту работу так, чтобы была минимизирована и упрощена работа сотрудника муниципалитета, мы видим, что задач в органах местного самоуправления много, а людей как правило мало, и работа у них очень интенсивная. Наша цель – обеспечить максимальную производительность труда для муниципальных служащих, а для граждан – удобство и прозрачность во взаимодействии, выйти в цифровую среду для общения. Создание таких систем, как "Активный гражданин", платформ для вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, ведёт все органы власти к новому формату взаимодействия, и у нас есть полный спектр продуктов, которые позволяют это сделать, выполняя все требования курирующего это направление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В каких еще городах действует система электронного документооборота?

- Решение, копирующее внедрённый в Челябинске проект, по указанным выше причинам (передача исключительных прав на системы), мы не могли внедрять где-то еще, поэтому говорить о полностью аналогичном решении нельзя. Но другие наши проекты реализованы в Барнауле, Владикавказе, Магнитогорске, Новосибирске, Омске, Томске (по алфавиту) и других городах. Также мы активно работаем на уровне региональных органов государственной власти, решения работают в 32 регионах страны, плюс мы участвуем в нескольких федеральных проектах. Все наши решения автоматизируют процессы в органах государственной власти местного самоуправления, то есть в той или иной степени решают задачи электронного документооборота. Но в каждом проекте есть своя специфика, поэтому для нас важно было использовать такие компоненты (как открытые, так и собственные наработки), чтобы решения адаптировались очень быстро к требованиям заказчика, с минимумом программирования, а лучше вообще без него. Это позволяет в дальнейшем нашим заказчикам не обращаться к нам в случае небольших изменений в своих процессах, формах и т.д. Хотя, если есть желание работать с сервисом "под ключ", это, безусловно, возможно, и у этого сервиса есть как понятная ценность для заказчиков, так и стоимость.

Какая схема монетизации системы?

- Данный вопрос некорректен. В случае, если мы работаем по государственным и муниципальным контрактам, мы получаем деньги за выполнение требований технического задания или описания объекта закупки. Выполнили в полном объеме, получили оплату. Появляются новые задачи – можем участвовать в торгах, предлагая со своей стороны те условия, которые считаем коммерчески интересными для нас и привлекательными для заказчика. С учётом того, что нашей командой за 10 лет работы на рынке реализовано более 300 проектов, значительное число из которых – государственные и муниципальные заказчики, численность компании растёт (в настоящий момент у нас работают 53 сотрудника), то можно смело говорить о том, что мы занимаем свою нишу на рынке, достаточно известны для того, чтобы к нам обращались новые заказчики и работаем так, чтобы заказчики, которые работают с нами сейчас, продолжали сотрудничество и в будущем. И цифровые показатели нашей деятельности показывают: всё это получается на деле.

Как вы оцениваете практику применения электронных подписей в городе и стране в целом. Нужны ли усовершенствования в этой сфере?

- На самом деле электронные подписи – очень удобный механизм, и они применяются уже сейчас почти во всех сферах нашей деятельности. Вероятность подделки подписи на бумажном документе всегда есть, а подделать электронную подпись невозможно. Другое дело, что электронную подпись (как и, например, печать организации), нужно беречь в доверенном месте. К удостоверяющим центрам предъявляются высокие требования по обеспечению безопасности, поэтому в целом на мой взгляд в этом направлении у нас всё хорошо. Поэтому хвататься "за бумагу" на мой взгляд это тоже самое, что пассажиру говорить о доверии к лошадям, и не доверии к автомобилям, потому что лошадь – вот она, живая, и умная, а автомобиль – совершенно непонятный бездушный механизм, от которого непонятно что ждать во время поездки. Время всё расставит по местам, консерваторы есть всегда, и это нормально. Вопрос в том, что во всех наших системах (и система, внедрённая в администрации города Челябинска – не исключение) есть возможность подписания документов электронными подписями. Это не только дань прогрессу, но и объективная необходимость на пути к оперативности и сокращению трудоёмкости процессов, а также экономии времени, исключении поездок.

Как вы оцениваете вашу деятельность, какие планы и задачи ставите себе на следующий год?

- Могу сказать только то, что другие наши разработки стали очень востребованы во время пандемии из-за новой коронавирусной инфекции, ограничений на личное присутствие граждан и рекомендаций по самоизоляции с марта 2020 года по текущий момент, потому что дают возможность полноценного юридически значимого взаимодействия в цифровом формате. Если говорить про ту же цифровую трансформацию предоставления государственной поддержки в отрасли сельского хозяйства, по другим направлениям (у нас ряд проектов выполнен для решения именно таких задач), ранее нужно было личное присутствие и подача бумажных документов. Сейчас, с нашими решениями, в органах власти исчезли очереди, отсутствует необходимость ехать из отдалённых населённых пунктов для подачи заявления, при таком подходе не только исключаются личные контакты, но и экономится уйма времени и денег, и это, однозначно, делается для блага граждан. Поэтому мы продолжаем нашу работу по цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления, лично мне эта работа кажется не только интересной, но и крайне важной для общества в настоящий момент времени. Наш опыт позволяет реализовать такие проекты в сжатые сроки, с высоким качеством и гарантированным результатом. Обеспечение удобства использования и эксплуатации, надёжности, безопасности и производительности информационных систем – это наша повседневная работа, и, судя по тем отзывам и благодарностям не только от наших заказчиков, а от конечных пользователей наших систем (простых граждан и представителей юридических лиц), у нас всё получается сделать так, как нужно.

Группа компаний "Информационные системы и сервисы"

  • 53 человека в 2 офисах разработки;
  • 10 лет работы на рынке государственной информатизации;
  • Реализованы проекты в 32 субъектах РФ;
  • Выполнено более 300 государственных и муниципальных контрактов;
  • Лауреат конкурса "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора" в 2013 году (портальное решение "Электронный Барнаул");
  • Лауреат конкурса "Проф ИТ 2015" (автоматизация сельского хозяйства в Алтайском крае);
  • Лучший проект в государственном секторе "Логика Бизнеса" 2017 (электронный документооборот в Челябинске);
  • Трижды победитель конкурса "Новосибирская марка";
  • "Победитель в номинации Аналитического центра при Правительстве РФ "Сервисные онлайн-платформы для организаций" в конкурсном отборе решений, рекомендуемых к тиражированию.

Ряд программных продуктов компании является тиражным и включён в реестр российского программного обеспчения: ИС.СИРИУС, ИС.АдмПрактика, ИС.ГМП, ИС.УЦ, ИС.РЕСПАК, ИС.СОКОЛ, ИС.ГРАТА, ИС.АРЕНА помогают осуществить цифровую трансформацию различных отраслей и обеспечить комфортное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления.