Андрей
Шмидт

председатель Челябинской городской думы
08.07.2020

Председатель Челябинской городской думы Андрей Шмидт рассказал об умном Челябинске: какие задачи стоят перед городом, и как стать ориентиром для других регионов страны.

Какую роль в развитии цифровой экономики играет представительный орган власти города?

- Проект "Умный город" охватывает практически все сферы жизнедеятельности города. Кому, как не представительному органу власти создавать фундамент для него: определять политику и направление движения. Более того, цифровизация Челябинска станет базовым направлением развития городского пространства, а все другие проекты по изменению и совершенствованию города должны согласовываться и сочетаться с этим стержневым проектом. Находиться с ним в тесном взаимодействии. У нас с главой города Натальей Котовой по этому вопросу общее мнение. Если говорить о Челябинской городской Думе, то именно она стала одним из основных драйверов запуска процесса цифровизации, проведя в Челябинске несколько стратегических сессий с участием всех ветвей власти, ученых, бизнеса, общественности. Мы инициировали изменение в самой структуре исполнительной власти, после чего у главы города появился заместитель, курирующий исполнение проекта "Умный город". Мне доверена большая ответственность возглавить координационный совет проекта.

Федеральные программы и планы по цифровизации часто меняются. Как это влияет на качество формирования планов и задач региона?

- Проект "Умный город" реализуется в городах России в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика". Он рассчитан на пять лет, имеет более чем ясные цели и задачи, и они созвучны с нашими. Сама по себе отрасль цифровизации и информатизации по своей сути – область скоростных изменений. Здесь все происходит очень быстро, цифровые технологии внедряются в жизнь необычайно стремительно. Но самое главное, что это не проблема. Это – возможности. Городская среда должна обладать необходимой инфраструктурой, высокотехнологичными инструментами, чтобы соответствовать этим изменениям и оперативно реагировать на них. Нам нужно стремиться не отставать от темпов развития цифровизации экономики передовых стран. Ведь сегодня перед городами стоят жесткие условия прогресса – кому удастся сделать качественный прорыв, кто сможет удерживать грядущую смену системы разделения труда, которая будет выстроена именно на цифровых технологиях, тот и будет занимать доминирующие позиции в мировой экономике и геополитике. Челябинск – крупный промышленный центр. Внедрение цифровых технологий – это то, что может вывести нас на новый уровень развития и повысить конкурентоспособность города. И здесь очень важна позиция Южно-Уральского государственного университета, как крупнейшего регионального вуза, по вопросу организации на его базе Федерального Центра искусственного интеллекта. Там будут создаваться технологии будущего с последующим их внедрением в практику промышленного производства.

Как формируется бюджет на цифровые проекты города и поддержку инновационных проектов?

- Сейчас мы в начале пути. Наша первая ближайшая задача – разработка концепции реализации проекта по цифровизации "Умный город - Челябинск". А вторая – до конца 2020 года завершить создание муниципальной целевой программы по цифровизации городского хозяйства. Эти два основополагающих документа будут содержать те алгоритмы, которые помогут поддерживать и подкреплять управленческие решения. В том числе и финансово. Мы намерены уже в бюджете следующего года предусмотреть финансирование для долевого участия в этой истории. Потому что кроме собственных средств, город может рассчитывать на региональную поддержку. Ведь в Челябинской области создана и реализуется программа "Цифровой регион", с которой наша работа должна быть скоррелирована. Кроме этого, уже сейчас мы видим большой интерес инвесторов к проекту. Несколько частных компаний, которые уже с большим успехом внедряют цифровые технологии в городскую среду и разрабатывают удобные сервисы для горожан, проявили заинтересованность и готовы присоединиться к процессу. Ну и, наконец, главное - федеральное финансирование. Оно будет осуществляться в рамках национальных проектов "Цифровая экономика" и "Жилье и городская среда". Для их реализации в федеральном бюджете предусмотрено около триллиона рублей.

В этом году на развитие проекта "Умный город/регион" предусмотрены федеральные субсидии, как они могут повлиять на развитие технологий в городе?

- Федеральные субсидии предусмотрены городам, которые вошли в список пилотников Минстроя РФ. Челябинск попал в их число и планирует выступить экспериментальной площадкой федерального уровня по цифровизации городской экономики и стать ориентиром для других городов страны. Естественно, что с дополнительным финансированием процесс перехода на инновационные технологии значительно ускорится. А еще государство определило трёх игроков – крупные госкорпорации "Ростех", "Росатом" и "РосРАО". В нашем регионе имеются представительства этих компаний и предприятия, их представляющие. Госкорпорации ведут в регионе высокотехнологичный бизнес и уже содействуют городу и Южному Уралу в развитии цифровой экономики и внедрении идей "Умного города". Эта совместная работа уже дает реальный результат в сфере безопасности, ЖКХ, образования. Нам необходимо выстроить конструктивное взаимодействие с этими государственными корпорациями. Это приведет к созданию новых рабочих мест, к выплате налогов, к финансовому благополучию городов. Но ошибаются те, кто считает, что результат зависит только лишь от финансов. Во многом внедрение цифрового формата требует от самих людей в значительной степени активности, настойчивости, нестандартного мышления, готовности к освоению нового.

Есть ли у вас идеи, как сделать город умным?

- Есть не только идеи, но и реальные достижения. Не секрет, что для Челябинской области как крупного промышленного региона, экологическая ситуация является задачей номер один. В 2020 году Госдумой принят Федеральный закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ. А Челябинск стал экспериментальной площадкой для проведения федерального проекта, направленного на снижение выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Уже сейчас в Челябинске реализуются масштабные программы, направленные на улучшение состояния атмосферного воздуха. И без информационных технологий они невозможны. Сегодня широко внедряются датчики мониторинга, посты контроля состояния атмосферы. В итоге мы хотим получить модель, которая позволит учесть вклад каждого предприятия в загрязнение атмосферы. До сих пор такая работа не проводилась. Следующий шаг - модернизация производства крупных промышленных предприятий Челябинска. В том числе с использованием собственных инновационных технологий, разработанных на базе Южно-Уральского госуниверситета. И первая ласточка – это модернизация доменной печи и конвертера на Челябинском металлургическом комбинате. Дальше у нас большие планы, связанные с модернизацией производственных мощностей других промышленных тяжеловесов. Основное, в чем мы должны "поумнеть" – это экология. Следующее – это "умное" градостроительство. Сегодня Челябинск развивается по радиально-кольцевой структуре. Все новостройки у нас на окраинах. Т.е. нам нужна "умная" программа реновации центра города. Еще одно очень важное направление – цифровая модернизация ЖКХ. Ее результатом может стать колоссальная экономия энерго- и теплоресурсов. И наши граждане могут это ощутить в своих платежках. Как и скорость и качество оказываемых услуг.

Для того, чтобы сделать свой город умным, нужно поумнеть самим! А это значит, признать, что старое, пусть удобное и привычное, уже давно изжило себя. Даже в мелочах. К примеру, можно по-старинке прийти на остановку и ждать на морозе автобус, мёрзнуть и ругать городской транспорт. А можно воспользоваться "умными остановками", которые уже внедряются в Челябинске. Посмотрел из дома в приложении, когда твой транспорт подойдет и выходишь к этому моменту. Экономишь ресурсы, время и нервы. Идей много! Есть быстродействующие, которые жители увидят и оценят через короткое время. Есть перспективные. Их выполнение требует разработки, финансов, сложных программных продуктов, оборудования, политической воли. Так или иначе, это инструменты, результатом работы которых должны стать комфорт и удобство для людей.

Как бизнесу, органам власти разных уровней договориться о единых форматах и типах передачи данных?

- Я бы расширил участников этого объединения. Ведь в процессе внедрения инноваций в городскую среду участвуют не только власть и бизнес. Это и научно-образовательное сообщество, и промышленность, и, наконец, горожане. Те, для кого реализуется проект, и кто станет конечным потребителем результатов цифровизации. Сейчас в Челябинске началась большая работа по созданию Геоинформационной системы "Геопортал Челябинской области", которая включает в себя Цифровой Центр управления городом с системой поддержки принятия управленческих решений. Это единый портал, куда входит и Цифровой двойник города Челябинска. Своего рода виртуальная копия города по всем сферам городского хозяйства, где отображаются все сферы - транспорт, благоустройство, спецтехника, озеленение, освещение, вывоз мусора, нестационарные торговые объекты и многое другое. С помощью этой электронной площадки мы сможем в режиме реального времени видеть деятельность всех структур, отслеживать ситуацию, оценивать риски и на основе этих оценок принимать взвешенные управленческие решения с учетом мнения жителей города. Обратную связь мы будем получать через приложение "Активный гражданин", которое сейчас широко внедряется в городе. Если какой-то проект получил положительный отклик, если люди видят результат и высоко его оценили, то мы можем этот проект вводить, расширять, тиражировать. То есть мы создаем единую цифровую информационную площадку для эффективного управления - возможности оперативного реагирования, контроля и, что самое главное, мониторинга. Оценки эффективности.

Вот пример: мы недавно знакомились с комплексной цифровизацией микрорайона Парковый-2. Все камеры безопасности, парковки, домофоны, камеры в лифтах, система обслуживания жильцов заведены на единый диспетчерский центр в управляющей компании. Прекрасно все работает: тут же с гаджета человек может вызвать электрика, в течение нескольких минут в центре обрабатывают заявку, дают сигнал специалисту, тут же электрик вышел, сделал работу, тут же сфотографировал, отчитался. Дело заняло час-полтора. Это же можно брать за основу и внедрять во всем городе.

Кроме того, понимая, что скоординированность действий при реализации проекта обязательна, мы создали соответствующую – трёхступенчатую – систему управления умным Челябинском. Стратегию реализации проекта, согласованность действий органов государственной, муниципальной власти и всех участников работы обеспечивает координационный совет. Проектный офис – разрабатывает и реализует мероприятия Дорожной карты. В его состав входят руководители Управлений администрации города, муниципальных учреждений города. И, кроме того, Экспертный совет - это консультационный орган. В его составе эксперты в различных сферах городского хозяйства, представители науки, образования, бизнеса, общественности. Туда входят специалисты лаборатории "SityLab", работающей на базе ЮУрГУ, где аккумулируется и изучается мировой передовой опыт по цифровизации городов, а также появляются собственные научные разработки и инженерно-технические решения. Этот триумвират и будет обеспечивать реализацию всех проектов "Умного города".

Трансформация требует оперативного подхода. Насколько сейчас городское собрание изменило темпы работы с проектами, связанными с цифровизацией, есть ли у вас примеры, как рассматриваются подобные инициативы?

- Так получилось, что Челябинская городская Дума начала с себя. Как ни странно звучит, но здесь оперативного подхода от нас потребовала ситуация с эпидемией и введение в связи с этим режима ограничительных мер. Запрет на проведение массовых мероприятий, да и вообще каких-либо собраний, с одной стороны, и необходимость управления городом, с другой, подтолкнул нас к скорейшему переходу на цифровой формат. Чтобы не останавливать работу органов власти, мы вынуждены были ускорить внедрение в свою работу дистанционного режима, приняли об этом поправки в регламент работы Думы. И сейчас на законных основаниях проводим все заседания и встречи в режиме видео-конференц-связи. Все депутаты освоили эту площадку и, находясь на самоизоляции, имели возможность участвовать в принятии решений. Это не значит, что мы полностью сделаем работу дистанционной. Это, скорее, необходимость. Но ситуация дала нам возможность понять и принять электронную площадку, как удобный, оперативный и в ряде случаев единственный, вариант. Я уверен, что часть этих возможностей будет востребована и в будущем.