Руководитель отдела безопасности интегратора "Аметист" Сергей Ефремов
Smart Mining & Metals 2024. На фото руководитель отдела безопасности "Аметист" Сергей Ефремов
Для того чтобы ликвидировать дефицит ИТ-кадров в России, необходимо наладить механизм взаимодействия частного бизнеса с вузами. Игроки рынка назвали программы, которые этому способствуют.
Алексей
Миколенко
© ComNews
22.04.2024

Игроки рынка в области информационной безопасности на конференции, организованной Информационной группой ComNews, Smart Mining & Metals говорили о том, что, в отличие от ИТ-компаний, у госсектора есть привилегии в целевом наборе ИТ-специалистов. Идею разработки механизма взаимодействия бизнеса в сфере ИТ и вузов предложил руководитель отдела безопасности интегратора "Аметист" Сергей Ефремов. Он выделил три полезных составляющих такого механизма:

- сокращение дельты между образованием и боевыми задачами на производстве

- повышение у студентов уровня компетенции и опыта в "полевых" задачах

- сокращение кадрового голода для компаний в периоде от трех до пяти лет

Игроки рынка также отмечали, что приоритетный возраст набора ИТ-кадров - от 17 до 42 лет и на более возрастных соискателей не все компании согласятся, а также отметили важность рекрутмента не с третьего или четвертого курса института, а сразу с 11-го класса школы.

14 апреля 2023 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон, совершенствующий механизмы целевого обучения.

"По словам заместителя председателя Государственной Думы РФ Ирины Яровой, при разработке закона о прозрачном наборе на целевое обучение документ обсуждался со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и работодателями. Она также добавила, что благодаря целевому обучению после выпуска семья школьника сможет зайти на единый портал и увидеть предложения, в том числе от таких крупных работодателей, как ГК "Росатом", ГК "Ростех", ПАО "Газпром", ПАО "НК "Роснефть" и от региональных производителей", - сказано в сообщении Минобрнауки.

Согласно новым правилам, заказчик целевого обучения будет размещать предложения на платформе "Работа в России", за функционирование которой отвечает Министерство труда и социальной защиты РФ России.

https://www.comnews.ru/content/232159/2024-03-21/2024-w12/1010/sluzhba-zanyatosti-naseleniya-moskvy-pereshla-platformu-rabota-rossii

"С 1 мая 2024 г. заказчик целевого обучения размещает на платформе предложение о заключении договора о целевом обучении. Сроки размещения, формы такого предложения, перечень требований, которые заказчики могут предъявлять кандидатам, будут утверждены подзаконными актами", - сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

HR-директор компании IW GROUP Диляра Салимова отметила, что в некоторых сферах, действительно, есть некоторый разрыв между навыками, которые приобретают в вузах, и навыками, которые применяются в работе.

Диляра Салимова обратила внимание, что IW GROUP плотно взаимодействует с Крымским федеральным университетом, Крымским инженерно-педагогическим университетом и планирует далее расширять это сотрудничество и на другие вузы, включающее в себя производственные практики и стажировки для студентов. "Это дает возможность студентам попробовать силы на реальных проектах, на боевых задачах, с помощью и менторством более опытных специалистов, а нам - вырастить из талантливых студентов настоящих профессионалов. Кроме того, у нас есть возможность способствовать открытию новых учебных направлений - так, с нашей помощью, в Крымском федеральном университете появилась специальность "Компьютерная безопасность" со специализацией "Безопасность компьютерных систем и сетей". Мы также поддерживаем и выступаем спонсорами в проведении студенческих олимпиад и конкурсов - так, в последние несколько лет при нашей поддержке проводится региональная олимпиада по веб-программированию Crimea Web, победители которой получили предложение о стажировке и дальнейшей работе в компании", - сказала Диляра Салимова.

HR-директор ГК "КОРУС Консалтинг" Дарья Цирулева подчеркнула, что основной проблемой остается "оторванность" образования от практики, и обратила внимание, что в этом не виноваты учебные заведения. "Дело в том, что технологии, подходы к работе и экономические реалии меняются так быстро, что образовательные программы просто не успевают перестроиться", - сказала она.

Дарья Цирулева отметила, что механизм взаимодействия вузов и ИТ-отрасли уже существует: многие компании участвуют в партнерских и обучающих программах, организуют стажировку для студентов профильных учебных заведений, знакомят их с реальными проектами, а действующих ИТ-специалистов, чтобы они могли поделиться опытом и рассказать о реальных кейсах, нередко приглашают на специализированные семинары и мастер-классы. "Нельзя сказать, что этот механизм работает системно и затрагивает всю отрасль: в основном речь идет о взаимодействии вузов и наиболее крупных игроков ИТ-рынка, которые часто по личной инициативе работают со студентами исходя из стратегических соображений, готовя для себя будущие кадры. При этом многие средние и небольшие ИТ-компании часто не могут работать с вузами и студентами по объективным причинам. Учитывая существенный рост спроса на ИТ-услуги в последние годы, специалисты просто не имеют времени даже для обучения "джунов" и тем более - студентов. Компаниям, особенно работающим с реальными секторами экономики, нужно быстро закрывать ИТ-проекты со сжатыми сроками, и в этой ситуации бизнес редко может себе позволить выделять высококлассных специалистов для сотрудничества с вузами", - сказала Дарья Цирулева.

Пресс-служба "Ростеха" сообщила корреспонденту ComNews, что на предприятиях "Ростеха" востребованы специалисты-универсалы и инженерные команды с мультикомпетенциями в сфере радио- и микроэлектроники, ИТ и информационной безопасности.

"С целью опережающей подготовки "Ростех" в 2023 г. в партнерстве с МИРЭА (Российский технологический университет) запустил программу подготовки ИТ-специалистов "Код Ростеха". В ее основе образовательная модель, которая ранее была одобрена в рамках целевой программы "Крылья Ростеха", готовящая инженеров для авиационного комплекса корпорации", - отметила пресс-служба "Ростеха".

Для студентов "Кода Ростеха" предусмотрена корпоративная социальная поддержка. Это повышенная академическая стипендия от предприятия - индустриального партнера программы в размере 20 тыс. руб., мотивационные выплаты за ускоренное освоение английского языка, а также возможность совмещать учебу с работой на профильных предприятиях "Ростеха" уже с первого курса обучения.

Представитель пресс-службы "Ростеха" сообщил, что выпускники "Кода Ростеха" получают гарантированное трудоустройство на предприятиях госкорпорации и будут участвовать в создании российской электроники, программных комплексов и систем.

Руководитель по взаимодействию с вузами "Т1 Цифровой Академии" Дмитрий Мороз обратил внимание, что в настоящее время, кроме классического подхода к целевому обучению за счет квоты от государства, также существуют механизмы для привлечения уже действующих студентов к заключению договоров о целевом обучении.

"В рамках работы с молодежью и начинающими специалистами мы развиваем проект "Т1 Дебют" - направление по работе с молодыми специалистами в холдинге "Т1". Проект объединяет стажировки, карьерные программы и другие мероприятия для студентов и выпускников, ключевые: ИТ-лагерь, открытые школы "Т1" и трехмесячная стажировка по разным направлениям вместе с наставниками и возможностью трудоустройства", - сообщил Дмитрий Мороз.

Руководитель направления по работе с вузами "НТЦ АРГУС" Сергей Кисляков отметил, что для получения наиболее подготовленных кадров "НТЦ АРГУС" активно взаимодействует с профильными учебными заведениями. "В модели "вуз-работодатель" выигрывают все: и вуз, и мы, как работодатель, и обучающийся. Вуз, в рамках модели, может получить и реальные задачи, решаемые компанией, и оборудование, и современное программное обеспечение, и места практик и стажировок для студентов, которые мы и предоставляем. В свою очередь, наша компания регулярно курирует некоторые направления в вузах и, взаимодействуя с обучающимися, выбирает лучших к себе в штат. При этом обучение в вузе может осуществляться на оборудовании и программном обеспечении компании, что значительно сокращает время адаптации новичков на новом рабочем месте. Обучающийся в такой модели имеет шанс получить подготовку на современном оборудовании, познакомиться с современными технологиями, попробовать себя на практике или стажировке в компании и найти наиболее подходящее место для работы и развития карьеры", - сказал Сергей Кисляков.

Директор по развитию стратегических проектов компании-разработчика "Базис" (ГК ПАО "Ростелеком") Владимир Татаринцев обратил внимание, что, несмотря на дефицит на российском рынке ИТ-кадров, над выстраиванием долгосрочных отношений вузов и бизнеса работают практически все крупнейшие ИТ-компании страны. "Более того, бизнес не просто пытается решить проблему, но и вкладывает значительные средства в формирование кадрового резерва", - отметил Владимир Татаринцев.

Руководитель комитета по информатизации образования Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Анастасия Горелова подчеркивает, что частно-государственное партнерство и взаимодействие ИТ-компаний с вузами существует уже давно и удивительно, что эта идея воспринимается как новая. "Многие вендоры запускают ИТ-магистратуры и целевые кафедры для обучения и подготовки будущих потенциальных сотрудников. Так, ООО "Новые облачные технологии", компания - разработчик офисного программного обеспечения ПО, запустило в Самаре программу стажировок "МойОфис Старт" с участием экспертов. Цель этой программы - подготовить студентов к будущей работе: не только обучить необходимым навыкам и знаниям для успешного выполнения профессиональных обязанностей, но и развить у них определенные компетенции, которые помогут адаптироваться к быстро меняющимся условиям и успешно конкурировать на рынке труда", - сказала Анастасия Горелова.

Руководитель HR-департамента PIX Robotics Анна Мельник сообщила корреспонденту ComNews: "Наша компания в прошлом году запустила программу по работе с вузами "PIX Просвещение", к которой уже присоединилось более 20 учебных заведений по всей России. Вузы, участвующие в проекте, получают лицензии на ПО PIX Robotics, которое студенты и преподаватели используют при выполнении практических и научных работ. Также в рамках сотрудничества наши эксперты участвуют в разработке учебно-методических материалов, проводят мастер-классы и хакатоны для студентов, помогают им реализовывать новаторские проекты и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Например, уже в этом году студенты экономического направления НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге защитили первые проекты, сделанные с помощью платформы для организации процессного управления "PIX Процессы", - сказала Анна Мельник.

Новости из связанных рубрик