Денис Кривоносов, руководитель по направлению департамента информационных технологий "Норникеля"
Денис
Кривоносов

руководитель по направлению департамента информационных технологий "Норникеля"
© ComNews
22.04.2024

Суперприложения особенно актуальны для крупных компаний, ведь они позволяют быстро наращивать функционал и внедрять дополнительные сервисы, быстро и гибко реагируя на потребности большой аудитории. Крупнейшие российские экосистемы зафиксировали резкий прирост количества пользователей на фоне ухода из страны иностранных вендоров, и с тех пор тренд продолжает набирать обороты. И если в В2С-сегменте такие системы представлены достаточно широко для покрытия ежедневных задач - от "Госуслуг" в части услуг для граждан до "Озона" и "Яндекса", то на ниве корпоративных супераппов ситуация несколько иная. Готовых приложений нет, а инвестировать в разработку собственного софта решаются пока немногие. Как в "Норникеле" создавали собственный суперапп, рассказал руководитель по направлению департамента информационных технологий Денис Кривоносов.

Как мы создали "Супернику"

Создание "Суперники" мы начали с анализа рынка, и, когда поняли, что готовых решений, работающих "из коробки", нет, решили, что нужно браться за разработку самим. Мы выбрали Express, вендора с самой продвинутой на текущий момент платформой, и на ее базе начали разрабатывать корпоративный суперапп.

Одна из основных задач, которая стояла перед нами при разработке "Суперники", - обеспечение доступности корпоративных сервисов для тех категорий работников, у которых нет постоянного доступа к рабочим компьютерам или они отсутствуют. Мы стремились выстроить удобную систему коммуникации с теми, кто находится не в офисе, а на производствах. Доля этих сотрудников составляет примерно две трети от общей численности персонала "Норникеля".

К 100%-ному покрытию этой категории мы и движемся. За время внедрения корпоративного приложения уже есть неплохие результаты: из 80 тысяч сотрудников "Норникеля" порядка 50 тысяч из более чем 22 городов подключены к корпоративному приложению и, соответственно, имеют доступ к представленным сервисам. Благодаря "Супернике" они включены в большую цифровую коммуникационную среду компании. Всем пользователям с личных и корпоративных мобильных устройств доступны актуальные новости компании, корпоративный мессенджер, личный кабинет сотрудника, корпоративный портал и целый ряд других полезных функций.

При этом "Суперника" обладает эффективными инструментами для таргетирования: в приложении есть отдельные новостные каналы структурных подразделений, входящих в состав компании, группы по сотрудникам разных категорий. Есть сервисы для работников с семьями, для людей до 35 лет, а также другие направления. Ведь главным для нас было, повторюсь, создание удобной цифровой среды, которая была бы интересна и отвечала любым запросам нашего большого коллектива.

Особенности внедрения

Процесс внедрения "Суперники" оказался довольно сложным. Обычно мы используем монолитные системы, которые затем подстраиваем под собственные нужды, и алгоритм их внедрения нами давно отработан, а потому хорошо понятен. Здесь же мы столкнулись со значительно более сложной задачей: наше корпоративное приложение отличает полноценная микросервисная архитектура со множеством геораспределенных серверов и элементов. Поэтому требовалось, во-первых, выстроить взаимосвязи между ними, а во-вторых, соблюсти требования информационной безопасности.

Это стало очень амбициозной задачей и для нас, и для вендора, который также впервые реализовывал настолько масштабный проект. Стоит отметить еще один важный аспект: ввиду ухода западных разработчиков нам пришлось частично перепроектировать имеющееся решение. Изначально мы планировали строить авторизацию на стандартном программном обеспечении от Microsoft, однако пришлось оперативно найти доступную замену и адаптировать решение под нее.

Почему еще это была амбициозная задача? Уже на стадии развертывания и внедрения нами была проделана колоссальная работа: буквально в первые полгода после запуска к системе подключилось около 30-40% сотрудников. И конечно, перед нами встал нетривиальный организационный вопрос: как доставить безопасным способом личный пароль людям в отдаленных локациях или без доступа к рабочему компьютеру?

Дело в том, что для первой авторизации в "Супернике" нужно ввести начальный пароль, после чего уже можно установить собственный и настроить аутентификацию. Но как это сделать, если человек работает, например, в шахте Норильска и у него есть только личный телефон? Для этого нами была разработана сложная схема с участием и HR-подразделений, и фронт-офиса. В базовом сценарии сотрудник мог получить начальный код доступа, когда приходил по кадровым вопросам в офис в месте его фактического пребывания. А для тех, кто работает на отдаленных объектах, мы использовали развернутую ранее сеть киосков самообслуживания, а также существующего в компании чат-бота. Используя эти каналы, нам и удалось обеспечить быстрое распространение приложения "Суперника" по всем подразделениям компании.

Планы и перспективы

"Суперника" объединяет более 40 цифровых сервисов. Естественно, наибольшей популярностью пользуется базовый кадровый блок: расчетные листы, сведения о вознаграждении и другие подобные данные. И как показывает наша статистика, большой интерес сотрудники проявляют к новостному дайджесту. Людям интересно читать различные региональные истории, а также следить за успехами коллег и своего подразделения, к тому же теперь люди делают это из метро, из такси, по дороге на работу.

Также стоит отметить HR-сервис, связанный с аттестацией, - так называемая "Оценка 360", когда раз в год сотрудник дает обратную связь о сильных и слабых сторонах некоторых коллег или подчиненных. Этот сервис был востребован и раньше, но после его интеграции в "Супернику" прямо-таки "выстрелил", потому что раньше нужно было находиться на рабочем месте и тратить на этот процесс определенную часть рабочего времени. С появлением возможности проводить оценку с мобильных устройств сотрудники могут оптимизировать собственную занятость в течение дня.

Что касается дальнейших планов, "Суперника" изначально позиционировалась как максимально открытая платформа, чтобы все предприятия, входящие в группу "Норникель", могли интегрировать туда процессы и сервисы. И в этом смысле потенциал у системы огромный. Вторым направлением, безусловно, будет совершенствование промышленной безопасности. Например, с личного телефона трудно сообщить ремонтникам, если обнаружены какие-то микроаварии: оголенный кабель, неправильно уложенная проводка, другие подобные ситуации, а благодаря нашему приложению планируется реализовать возможность сфотографировать и описать проблему, после чего в режиме онлайн передать ее для оперативного устранения. Также у сотрудников очень востребован персонифицированный заказ спецодежды: раньше для этого нужно было идти в офис, что не всегда удобно. Прорабатывается возможность делать это удаленно, с мобильного устройства. Также важной частью является работа над повышением стабильности и увеличением быстродействия. Есть цель сделать так, чтобы "Суперника" функционировала как Telegram - "летала" из любой точки страны, где бы ни находился пользователь, несмотря на технические ограничения каналов связи. Также рассматриваем возможность развивать функционал мессенджера и проводить с его помощью видео- и аудиоконференции.

К слову, наша статистика показывает, что именно мобильная версия "Суперники" пользуется наибольшей популярностью у сотрудников. Что неудивительно, поскольку примерно две трети персонала работает в шахтах и цехах, а следовательно, не имеет рабочих мест со стационарным компьютером. Поэтому именно поддержке и развитию корпоративного приложения на таких платформах мы будем уделять основное внимание.