Image by macrovector on Freepik
Нижний Новгород получил в казну 112,8 млн руб. благодаря тому, что "МегаФон" создал систему управления платными парковками, при этом капитальные и операционные расходы оператор взял на себя. "Ростелеком" тоже сделал Нижний Новгород умнее, установив на улицах табло, которые показывают время ожидания автобусов, также избавив город от расходов.
© ComNews
26.02.2024

Заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков на Евроазиатском ИТ-форуме 21 февраля заявил, что Нижний Новгород, как и другие крупные города, нуждался в системе управления парковочным пространством: "У нас такой проект реализован с ПАО "МегаФон". Всего в Нижнем Новгороде около 6000 парковочных мест. "МегаФон" создал систему управления, с помощью которой можно автоматически оплачивать проезд.

По словам Егора Полякова, CAPEX (капитальные расходы), связанный с оборудованием парковочных пространств, и OPEX (операционные расходы) взял на себя оператор, а город только получает доход от эксплуатации парковками; за 2023 г. бюджет Нижнего Новгорода пополнился на 112,8 млн руб. благодаря проекту платных парковок с учетом среднего тарифа 60 руб. в час.

"МегаФон" выступил оператором системы платных парковок на основании концессионного соглашения с администрацией Нижнего Новгорода, заключенного в 2020 г. на 12 лет.

Документ предусматривает вложения оператора не менее 200 млн руб., также "МегаФон" должен перечислять в бюджет 56% от выручки, но не менее 10 млн руб. ежегодно.

"Для "МегаФона" проект городских парковок не только про бизнес, несмотря на крупные финансовые вложения. Это социальный и инфраструктурный проект. В Нижнем Новгороде функционирует 112 платных парковочных зон. На самых востребованных парковочных зонах на одном парковочном месте за день паркуются до четырех разных машин", - сообщила пресс-служба "МегаФона".

Умные остановки

"Помимо умных парковок, в Нижнем Новгороде есть и умные остановки: ПАО "Ростелеком" установило 334 цифровых табло, которые показывают время ожидания транспорта: город также не несет расходов, CAPEX и OPEX покрывает концессионер. "Ростелеком" несет расходы на эксплуатацию информационных панелей, на которых можно транслировать рекламу", - сообщил Егор Поляков.

По данным "Ростелекома", остановочные павильоны интегрированы с городской системой управления пассажирским транспортом, которая выводит на остановочные табло актуальную информацию о времени прибытия транспорта.

"Ростелеком " на протяжении 15 лет выступает в качестве инвестора региона и интегратора большинства региональных информационных систем. Участие в подобных проектах вызывает интерес не только в части получения дохода, но и получения определенного опыта и наращивания компетенций", - сообщила пресс-служба "Ростелекома".

Можно ли сделать паркинг и остановки еще умнее

Пока время нахождения автомобиля на парковке отслеживают стационарные и мобильные комплексы фото- и видеофиксации. На вопрос корреспондента ComNews, можно ли с помощью технологий искусственного интеллекта улучшить систему платного паркинга, Дмитрий Ракович, директор по развитию ООО "Софтлоджик Рус" (Softlogic), ответил, что производители камер давно создали нейросети достаточной производительности и емкости, чтобы реализовать такой функционал.

Александр Крушинский, директор департамента голосовых цифровых технологий ООО "БСС" (BSS), считает, что в контексте умных парковок и остановок можно применять технологии распознавания речи - они могут дать значительный эффект в улучшении пользовательского опыта и оптимизации управления.

"Водители могут использовать голосовые команды для поиска свободных мест на парковке или для оплаты парковки без необходимости использования физических или электронных устройств. А умные остановки могут быть оснащены системами распознавания речи, которые помогают пассажирам ориентироваться в расписании, предоставляют информацию о маршрутах и рассказывают о ближайших достопримечательностях или услугах", - считает Александр Крушинский.

По его мнению, речевые технологии могут улучшить доступность умных парковок и остановок для людей с ограниченными возможностями здоровья; также голосовые системы могут использоваться для обеспечения безопасности на парковках и остановках, например, чтобы активировать системы наблюдения, вызова помощи в случае чрезвычайной ситуации.

По части применения ИИ для планирования парковок и остановок транспорта Илья Муха, менеджер департамента технологического консалтинга "Рексофт Консалтинг", рассказал о решении для моделирования транспортного потока и расчета оптимальных мест расположения парковок и остановок в новых районах, а также прогнозирования загрузки и ценообразования на существующих - подобная модель применялась при планировании сетей проката велосипедов в Москве при установке в новом районе.

Какие еще решения для умного города предлагают операторы связи

Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs (дочерняя компания ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), сообщил, что сервисы для умного города - одно из направлений для VisionLabs по оплате покупок в магазинах или проезда на транспорте: "В московском транспорте к оплате по биометрии, в основе которой технологии VisionLabs, уже подключилось более 330 тыс. пользователей. Всего они совершили около 92 млн проходов".

"МТС реализовала проекты для умного города и в других регионах. В одном из городов Калужской области МТС оснастила более 70 автобусов интеллектуальными приборами и датчиками, чтобы пассажиры могли бесконтактно оплачивать проезд и ориентироваться по маршруту при помощи голосового и визуального информирования. В 2023 г. городе Рассказово Тамбовской области МТС модернизировала городскую систему цифрового видеонаблюдения, дополнив ее десятком новых камер и оптоволоконной сетью, объединяющей и ранее установленные видеокамеры", - сообщила пресс-служба МТС.

Помимо этого, в Приморском крае МТС реализовала проект по умному видеонаблюдению в более чем 40 общественных пространствах: камеры подсчитывают посетителей парков и скверов, распознают пол, возраст и эмоции людей - с помощью умных камер можно по заданным данным вести поиск людей, например, потерявшихся детей.

Представители ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") не ответили на запрос ComNews.

Финансирование развития умных городов в коллаборации с бизнесом и поиск окупаемой бизнес-модели

Илья Муха объясняет, что когда на этапе разработки решения сложно оценить экономический эффект от внедрения, заказчики перекладывают затраты на пилотирование и внедрение на компании-разработчиков, предоставляя им, в случае успешного запуска, процент от получаемого экономического эффекта.

Из плюсов для компаний, инвестирующих в умные города из собственных средств, Илья Муха выделил гибкость и свободу в реализации инновационных проектов без зависимости от государственных субсидий; получение доступа к инфраструктуре и использование данных, собранных в умных городах, для предоставления аналитических услуг может стать источником дохода.

По его словам, IBM, Cisco, Siemens, успешно инвестируют в умные технологии и разрабатывают бизнес-модели совместно с городскими властями.

Илья Муха выделил и минусы: "Инвестирование собственных средств в развитие умного города несет финансовый риск для компании, особенно если модель окупаемости долгосрочная или неясная; иногда компании могут сконцентрироваться на максимизации прибыли, что может отразиться на ценах для горожан и доступности услуг, что не всегда является оптимальным для развития умного города; неудача проекта может привести к финансовым потерям и негативному влиянию на репутацию компании".

"Инвестирование компаний в умные города и поиск устойчивой бизнес-модели - это сложная, но перспективная стратегия, которая требует балансировки интересов и внимательного анализа рисков. Успешные примеры сотрудничества могут послужить образцом для других регионов, стремящихся к инновационному развитию", - считает Илья Муха

Новости из связанных рубрик