Валерий
Кодачигов
01.02.2024

Структуры одного из крупнейших в РФ IT-холдингов, "Ланита", купили российский бизнес международного разработчика гаджетов и софта для них — компании Elari, узнали "Известия". Стороны сделки это подтвердили. Источник, знакомый с одной из них, оценил покупку в 500 млн рублей.

Главный актив — права на софт для умных часов: это означает, что теперь на нашем и мировом рынках появится отечественная продукция этой категории. Участники рынка отмечают постоянный рост спроса на подобные девайсы в РФ.

В группу Elari входят компании в Израиле (там же находится штаб-квартира), Латвии, Индии, на Кипре и в России. Она была создана Йосефом Заксом в 2012 году. Организация занимается разработкой приложений, а также продажей носимых устройств и другой электронной продукции. Ее реализуют дистрибьюторы в РФ, Белоруссии, Испании и других странах, она присутствует на всех европейских рынках через Amazon, отмечает ее представитель. Финансовые показатели вендор не раскрывает. По словам представителей diHouse, 60% продаж ее умных часов приходится на РФ и Белоруссию.

Ума циферблаты

Один из крупнейших в РФ ИT-холдингов, "Ланит", выкупил российские активы международного производителя портативной электроники и разработчика софта для нее — компании Elari. Об этом "Известиям" рассказали в diHouse (этот ИT-дистрибьютор входит в "Ланит" и выступает непосредственным покупателем) и подтвердили в Elari.

— Мы очень рады передать бизнес Elari в России и Белоруссии в хорошие руки, чтобы сотни тысяч действующих и будущих пользователей ее гаджетов могли получать новые продукты и достойную поддержку, — прокомментировал сделку основатель и управляющий директор вендора Йосеф Закс.

diHouse будет развивать продукты и сервисы бренда на отечественном рынке, отметил гендиректор компании Юрий Родный.

Сумма сделки не разглашается. По словам участника рынка электроники, знакомого с представителями одной из ее сторон, стоимость российского бизнеса Elari могла составлять до 500 млн рублей. За эти деньги diHouse получит команду разработчиков, работавших в Elari, право использовать ее товарный знак в РФ и Белоруссии, а также права интеллектуальной собственности на софт Elari для умной электроники, в первую очередь для детских умных часов, которые в компании считают своим ключевым продуктом. В 2021 году (наиболее актуальные данные) организации удалось продать свыше 300 тыс. таких девайсов.

Бренд Elari хорошо знаком пассажирам "Аэрофлота". В каталоге реализуемых на бортах его самолетов товаров заметное место занимают гаджеты этой марки.

В diHouse не скрывают, что доступ к часовому софту позволит организации разрабатывать и выпускать отечественные смарт-часы. В ближайшее время на рынок выйдут новые продукты — уникальные детские часы, выпускаемые совместно с крупным международным мультипликационным брендом с российскими корнями, рассказал "Известиям" Юрий Родный. Конкретную медиакомпанию он не назвал.

— Появятся и новые качественные всевозрастные bluetooth-часы для активной жизни, другие продукты. Также начнется активное продвижение социально важного сервиса KidGram, уже присутствующего в топовых детских часах Elari и недавно вышедшего на Android и iOS — оно создает безопасный "детский уголок" на платформе Telegram (фактически позволяет родителям следить за каналами, на которые подписан ребенок, и его перепиской. — "Известия"), — отметил он.

Покупку прав на софт Elari гендиректор TelecomDaily Денис Кусков считает прецедентным событием для российской IT-отрасли. Теперь отечественные производители смогут выпускать умные часы, отмечает он.

— Важно не то, где собрано "железо" — сейчас покупатели больше всего обращают внимание на качество и характеристики софта. Его наличие для гаджетов у российской компании станет важным конкурентным преимуществом, — подчеркивает эксперт.

Денис Кусков также напомнил, что российские компании уже получали доступ к передовым технологиям портативной электроники, покупая ноу-хау за рубежом. Например, в 2015 году стало известно, что контроль над финским разработчиком Jolla, создавшим операционную систему для смартфонов Sailfish, принадлежит структурам предпринимателя Григория Березкина. Впоследствии активы, занимающиеся разработкой этой ОС, перешли к "Ростелекому" — сейчас оператор развивает и продвигает ее под брендом "Аврора".

Детские ожидания

В 2023 году в России было продано 8 млн умных часов, фитнес-трекеров и детских часов-"локаторов" на сумму 51,3 млрд рублей, что больше на 41% в штуках и на 24% в деньгах по сравнению с 2022-м. Это следует из материалов МТС. При этом умные часы заняли 72% рынка в штуках и почти 90% в деньгах, сообщили в организации. Рост интереса к умным часам в МТС связывают со снижением их средней цены, в частности, за счет расширения ассортимента в сегменте до 20 тыс. рублей.

— Так, по итогам года средняя цена на умные часы продемонстрировала падение на 27%, на детские умные часы — на 3%, — отметили в компании.

По оценке МТС, в 2023 году в России продано 5,8 млн умных часов на 45,8 млрд рублей, что больше, чем в 2022 году, на 82% в штуках и на 32% в деньгах. По сравнению с 2022-м тройка самых популярных брендов не изменилась — лидером продаж остается Apple с долей в 39% в штуках, далее следуют Samsung (13%) и Huawei (12%), отметили в компании.

При этом спрос на детские часы в прошлом году несколько сократился — их продажи снизились в штуках примерно на 3%.

Последние несколько лет в рознице "Мегафона" наблюдался повышенный интерес к детским часам, сообщили в его пресс-службе.

— В категории "детские умные часы" у покупателей больше всего востребованы бренды Fontel, Elari, Aimoto, Leef, а в категории "умные часы" чаще всего покупают модели от Apple, Samsung, Amazfit, Fontel, — отметил его представитель.

Часы стали привычным имиджевым и функциональным девайсом, с помощью которого можно следить за состоянием здоровья, сна, помогают более осознанно контролировать физическую активность, в связке со смартфоном или самостоятельно они позволяют оставаться на связи и использовать различные приложения, перечислил руководитель департамента "Развлечения и гаджеты" "М.Видео-Эльдорадо" Алексей Рогозин.

— Сейчас мы видим расширение числа доступных производителей в стартовом и среднем сегментах. Среди брендов лидерство в штучных продажах удерживает Apple, востребованным традиционно является Samsung, а также ведущие китайские марки Xiaomi, Huawei и другие, — отмечает он.

Стабильным спросом пользуется ниша умных часов для детей с GPS и кнопкой SOS, которые помогают держать связь с ребенком и следить за его безопасностью, добавляет эксперт.

По расчетам Content-Review, в 2023 году в РФ было продано около 600 тыс. умных часов для детей — Elari в этом сегменте заняла долю около 20%. Эти устройства продаются в бюджетной нише умных часов, маржинальность их продаж и реализации относительно невысока, полагает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.

Скорее всего, бизнес Elari был продан российской стороне из-за санкционных рисков, не исключил он. Но приобретение необходимого для выпуска умных часов софта — хороший задел для наших ИT-структур в сфере импортозамещения: при условии доработки, развития и инвестиций привлекательность базирующихся на нем продуктов на отечественном и мировом рынках может возрасти, заключил эксперт.

Новости из связанных рубрик