Анастасия
Назарова

руководитель Центра карьеры Skillbox
© ComNews
21.12.2023

Успешно пройти ИТ-обучение - это уже хороший результат. Но главное - суметь найти применение своим новым знаниям и навыкам. Многие начинающие специалисты боятся, что на рынке труда им не удастся найти работу. Анастасия Назарова, руководитель Центра карьеры Skillbox, дала рабочие советы, которые помогут новичкам получить долгожданный оффер.

Объективно оценивайте свои навыки и не забывайте про прошлый опыт

Первый совет - это реалистичное понимание рынка, своих компетенций и своего предыдущего опыта. Для этого необходимо провести анализ рынка, вакансий и работодателей, выписав навыки, особенно востребованные в будущей специальности, которая вам интересна. Затем стоит оценить, обладаете ли вы этими навыками, и именно их отразить в резюме. А если не обладаете, вынести навыки в зону роста и начать работу над нами.

Один из самых важных этапов - оценка своего предыдущего опыта и определение сильных сторон. Оглянитесь назад - какие задачи вы выполняли на прошлом месте работы? Были ли задачи, которые могут быть полезны будущей должности? Возможно, вы руководили распределенной командой, формировали стратегию, считали бюджет. Так, в моей практике, например, есть кейсы, когда студенты работали в поддержке крупного банка, отлично знали боли пользователей и процессы работы в банковской сфере и, благодаря этим знаниям, проще и быстрее переходили в UX-дизайн, где эти навыки были важны.

Также отмечу, что не всегда стоит менять сферу на 360 градусов. Возможно, ваш бэкграунд позволит не только сохранить, но и повысить доход. Расскажу о еще одном конкретном примере: кандидатка имела опыт работы в турфирме, где выполняла роль менеджера проекта и организовывала event-мероприятия. После прошла обучение по управлению проектами, благодаря чему попала на стажировку в ИТ-компанию. Через год ее сократили из-за ухода международных проектов, но, имея за плечами год опыта, она нашла работу проджект-менеджера в крупнейшей российской компании и повысила свой доход в три раза.

Важно также подумать о финансовой подушке. Если вы не планируете плавный переход, постарайтесь предусмотреть, что обучение и поиск работы займет время.

Подготовьте портфолио и оцените свой практический опыт

Мы часто встречаемся с формулировками, что переквалификация в ИТ и digital возможна только с практическим опытом. Но практический опыт можно подать по-разному. Например, практикоориентированное образование помогает в составлении портфолио. Итоговые работы, практические задания на курсах, которые поступают от реальных работодателей, - все это можно представить в своем портфолио. Кроме того, в рамках обучения пользователи участвуют в кросс-функциональных командных проектах. Этот опыт полезен для работодателя с точки зрения практики взаимодействия кандидата с наставником и с самой командой. Мы видим, что с таким набором опыта в среднем поиск работы занимает два-три месяца после полного окончания программы обучения.

Не стоит также забывать и о самостоятельной работе - тренируйте насмотренность, наблюдайте за тем, что делают другие. К примеру, если вы дизайнер, листайте кейсы на Behance (популярная среди дизайнеров и иллюстраторов всего мира социальная медиаплатформа) и на конструкторе сайтов по #madeontilda (там публикуются работы других веб-дизайнеров).

Важно быть гибкими. Практика в процессе переобучения очень важна, даже если есть основная работа. Ваши pet-проекты (проекты, которые специалисты ИТ и digital делают для себя, в свободное от основной работы время), например, могут стать весомым конкурентным преимуществом в процессе найма. Например, дизайнер интерьера может создать проект своей собственной квартиры, python-разработчик создать чат-бот, frontend - публичную часть веб-сайта.

В Центре карьеры мы также активно работаем со студентами по программам интеллектуального волонтерства, предоставляя возможность пользователям применить свои знания и навыки в рамках помощи благотворительным фондам и некоммерческим организациям. Все это дает возможность применить свои знания, превратить их в навыки и в практический опыт, который можно приложить к портфолио. Все, что студенты делают в рамках образовательного трека, также работает на их опыт. Чем больше решенных практических задач, тем больше опыта для работодателя, тем шире портфолио.

Для того чтобы понять, как сформировать портфолио, можно использовать открытые источники - в Сети много достойных примеров, опираясь на которые, можно составить свое. Если вы проходили обучение на образовательной платформе, уточните, есть ли у нее собственный Центр карьеры. Его специалисты помогут определить сильные стороны и сформировать ценностное предложение.

Тренируйтесь и будьте проактивными

Важно помнить, что компании ценят проактивную позицию кандидата, которая проявляется в практике, тренировке себя, в активном самостоятельном поиске и построении карьеры. Умение слышать и работать над своими ошибками показывает ваш осознанный подход, ориентированный на результат.

Не пренебрегайте тестовыми заданиями. Нашим выпускникам мы советуем делать тестовые задания, ходить на собеседования, не бояться, пробовать, общаться, выходить из зоны комфорта. И самое важное: если тестовое задание не было высоко оценено работодателем - запрашивать обратную связь. Это можно сделать письменно, использовав, например, такую фразу: "Буду рад вашему экспертному мнению по выполненному тестовому заданию". Затем стоит проанализировать ответ, отрефлексировать, сделать работу над ошибками. Мы довольно часто слышим от кандидатов, что после этого поиск работы проходит успешнее. Только тренируясь, вы можете набить руку и дать себе больше уверенности в прохождении собеседований и тестовых заданий. В своей практике в сложных кейсах мы просим дать обратную связь по портфолио от наших экспертов.

Развитие нетворка также очень может помочь в поиске работы. Посещение отраслевых конференций и мероприятий позволит найти новые знакомства и выйти на позиции по рекомендациям или же обсудить со специалистами более высокого грейда сложности, которые возникли на этапе трудоустройства, получить от них рекомендации. Также можно вступить в профессиональные сообщества и чаты, чтобы понимать повестку рынка, проблематику, актуальные инструменты и развивать кругозор по выбранному направлению.