Объем инфобизнеса составил в 2022 г., по разным оценкам, от 120 млрд до 266 млрд руб. Его услугами пользуется треть взрослого населения России. Но залогом его успешного дальнейшего развития, по мнению профессиональных игроков, должен стать выход из серой зоны и появление работающего саморегулирования.
Яков
Шпунт
© ComNews
30.11.2023

Информационный бизнес объединяет компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются продажей обучающих курсов, мастер-классов, вебинаров, чек-листов и других продуктов, где главная ценность - информация. Председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, член фракции "Новые люди" Александр Демин на пресс-конференции в ТАСС, которая прошла 29 ноября, оценил общий объем российского рынка информационных услуг в 266 млн руб. по итогам 2022 г. По его прогнозу, в 2023 г. данная величина вырастет до 300 млн руб. Аудитория инфобизнеса, по его оценкам, составляет около трети населения России.

Сооснователь ООО "Мегакампус" и глава создаваемой ассоциации Григорий Аветов оценил объем данного рынка несколько скромнее - в 120 млрд руб. по итогам 2022 г., что связано с тем, что участники рынка не включают в данный объем услуги EdTech-платформ и традиционных учебных заведений. Однако, по его оценкам, инфобизнес демонстрирует очень высокий прирост, практически удвоение в годовом выражении. В сегменте инфобизнеса, как заявил Григорий Аветов, работает около 150 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей.

Однако, как отметил Александр Демин, недобросовестные игроки рынка пользуются фактическим отсутствием регулирования в данной сфере. Во многом, по его мнению, такое положение носит объективный характер, поскольку так называемые soft skills вроде умения работать в команде или вести переговоры часто непросто объективно измерить. Среди других проблем инфобизнеса Александр Демин назвал низкое качество и воровство контента, несоблюдение законодательства по защите прав потребителей (например, практически невозможно вернуть деньги за некачественные услуги). Также глава комитета по малому и среднему бизнесу указал, что часто компании становятся жертвами так называемого потребительского экстремизма, да и в целом при сложившейся ситуации недовольные клиенты идут в правоохранительные, а не в контролирующие органы.

"Инфобизнес нуждается в саморегулировании. Мы делаем важный шаг к тому, чтобы он стал понятным, открытым и полезным для людей", - резюмировал Александр Демин.

Как проинформировал доктор психологических наук, доктор экономических наук, коуч, автор международного проекта Karmalogic Алексей Ситников, работа над созданием ассоциации участников инфобизнеса началась около полутора лет назад, и ее инициировало совещание в Госдуме, в работе которого участвовали 23 ведомства, включая правоохранительные органы, ФАС, Минпросвещения, Минобрнауки и ряд других. Его участники пришли к выводу, что правила игры для инфобизнеса без участия добросовестных игроков построить нельзя, более того, как напомнил Алексей Ситников, именно они в первую очередь заинтересованы, чтобы вытеснить с поля инфоскамеров.

Григорий Аветов назвал проблемы отрасли издержками быстрого роста и развития. Он напомнил, что в России инфобизнес существует не более 10 лет, тогда как за рубежом данный сектор начал формироваться более 50 лет назад. Алексей Ситников также напомнил, что после ухода с российского рынка международных консалтинговых компаний возник вакуум, который пытались восполнить российские компании.

К 8 декабря, как отметил Григорий Аветов, полностью завершится формирование пакета учредительных документов новой ассоциации. К марту 2024 г. он обещал выпустить всероссийский рейтинг компаний инфобизнеса, в том числе и недобросовестных его участников, которых игроки рынка предложили называть инфоскамерами. Как обещал Григорий Аветов, эти документы будут публичными и регулярно обновляемыми.

Основатель ООО "Гребенюкрезалтинг" (Grebenuk Resulting) Михаил Гребенюк назвал количество инфоскамеров небольшим, но результаты их деятельности, которые широко освещаются в прессе и новых медиа, негативно влияют на всю отрасль: "Нас стало модно ругать, и все это негативно влияет на добросовестных игроков рынка, включая нашу компанию. А мы никого не обманули и честно платили все налоги".

Как заявил Григорий Аветов, при формировании новой ассоциации ее учредители не будут стремиться к быстрому росту. После съезда в ней будет около 1000 членов, и к концу 2024 г. данное количество вырастет, по его оценкам, не более чем в четыре раза.

Новости из связанных рубрик