Дмитрий
Горшков
и
Владислав
Набоков

управляющие СберСтрахования жизни
© ComNews
23.11.2023

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) получил стремительное развитие, которое изменило целый ряд отраслей экономики. Многие компании начали внедрять технологии ИИ в бизнес-процессы, понимая, что это средство повышения не только прибыльности, но и конкурентоспособности и технологичности. Какое будущее ждет рынок страхования с последующим развитием ИИ, рассказали управляющие СберСтрахования жизни Дмитрий Горшков и Владислав Набоков.

Почему именно сейчас?

С усовершенствованием вычислительных возможностей, позволяющих работать с большими массивами данных, технологии искусственного интеллекта получили импульс к довольно стремительному развитию. Теория нейросетей была давно. Но, несмотря на это, требовались определенные мощности, чтобы нейросеть запустить и чтобы она могла строить предсказательную модель.

Примером аналогичного развития технологий служит связь. Еще в далеком 1895 году известный русский ученый Александр Попов продемонстрировал прибор, предназначенный для регистрации электромагнитных волн. По сути, прибор стал первым в мире радиоприемником. Уже к 1901 году Гульельмо Маркони смог добиться того, чтобы передавать информацию по ту сторону Атлантического океана. Так началась эра сеансов беспроводной связи. Однако мы понимаем, что до развития привычной нам мобильной связи оставалось еще около 100 лет.

Также обстоят дела и с развитием ИИ - именно способность нейросети анализировать полученную информацию и совершила трансформацию в ряде областей. Не стали исключением и области банковского и страхового рынков.

Перспективы рынка страхования

Рынок страхования жизни намного более консервативный, чем, например, банковский. Отчасти, именно это и дает нам возможность расширить зону применения ИИ, используя его практически во всем: от оценки объекта страхования на этапе предстраховой экспертизы до принятия решения по урегулированию убытков.

Рынок страхования жизни, как правило, состоит из продуктов инвестиционно-накопительного страхования жизни (ИНСЖ) и рискового страхования жизни.

Совершенно иначе обстоят дела с внедрением искусственного интеллекта в страховании. Рынок страхования одним из первых начал использовать технологии искусственного интеллекта. Связано это во многом и с тем, что объем анализируемых данных в страховании настолько велик, что автоматизация процессов позволила выйти компаниям совершенно на другой уровень. Причем и в регулировании убытков, и в клиентском сервисе.

Благодаря ИИ уже в ближайшие месяцы станет возможным сокращение сроков урегулирования убытков до пяти календарных дней вместо текущих 11. Но перспективы еще более впечатляющие - страховые компании стремятся к тому, чтобы при помощи искусственного интеллекта срок урегулирования убытков составлял всего несколько минут.

"Интеллектуальное" страхование

Учитывая тот факт, что бизнес страховых компаний более консервативный (даже несмотря на наличие инвестиционных продуктов в страховой оболочке), область применения ИИ намного шире. Это значит, что мы можем применять ИИ практически на каждом этапе цепочки страхования: от оценки объекта страхования до урегулирования убытков.

Достаточно большой объем данных, накопленный страховыми компаниями, позволяет им при помощи ИИ не только оценить риски при заключении договоров, но подбирать более справедливые тарифы для каждого клиента. Так сложилось, что при заключении договора страхования учитываются два параметра "пол" и "возраст". Однако мы понимаем, что сегодня этих параметров недостаточно - для повышения клиентского сервиса мы вынуждены учитывать и другие параметры: образ жизни, регион проживания, наличие вредных привычек, профессиональная занятость и другие. И именно в этом огромное влияние оказывает способность ИИ анализировать данные и предлагать справедливый тариф индивидуально каждому клиенту.

Что еще даст дальнейшее развитие искусственного интеллекта для рынка страхования? С развитием искусственного интеллекта мы можем говорить о том, что у каждого человека появился "Цифровой профиль", который в обезличенном виде содержит наиболее детальную информацию о личности. Благодаря этому появится новый вид - ситуативное страхование. Это значит, что в моменте человек сможет оформить страховой продукт, который ему нужен, а страховая компания в моменте сможет предложить справедливый тариф и застраховать клиента.

Будет набирать популярность страхование по подписке: страховые аватары клиентов также помогут компаниям составлять более персонализированные предложения, а также учитывать время, когда подписка будет наиболее актуальна.