Крис Мондини, вице-президент ICANN
Крис
Мондини

вице-президент ICANN
© ComNews
16.11.2023

Крис Мондини, вице-президент ICANN по взаимодействию с заинтересованными сторонами, директор европейского офиса корпорации, рассказал ComNews о сложностях с получением ICANN оплаты от российских регистраторов доменов, о влиянии правительства США на ICANN, а также о сумме взносов в бюджет ICANN.

Интернет- и DNS-сообщество уже много лет обсуждает идею передачи глобальной регуляторной функции от ICANN третьей стороне - например, МСЭ. Что вы думаете о возможности передачи полномочий МСЭ или какой-нибудь другой структуре?

Я слежу за этими дискуссиями как минимум с 2002 года и не помню, чтобы хоть кто-нибудь из глобального интернет- или DNS-сообщества всерьез обсуждал такое предложение. Такие призывы звучали, но эти идеи не набрали оборотов, а все попытки предыдущего генерального секретаря МСЭ малийца Хамадуна Туре заручиться сколько-нибудь значимой поддержкой ни к чему не привели.

В контексте глобальных санкций против России, продолжает ли ICANN придерживаться позиции, что российские домены верхнего уровня (TLD) не следует отключать?

Позиция ICANN представлена в этом письме. С момента его отправки ничего не изменилось.

Какой процент платежей по договорам с российскими регистраторами доменных имен вы не получили с момента ввода санкций против России? Планируете ли вы продлевать соглашения на следующий год с российскими регистраторами доменных имен в контексте ограниченных возможностей российских организаций по осуществлению платежей?

ICANN поддерживает регулярные контакты со своими регистратурами и регистраторами, включая тех, которые находятся в России. ICANN знает, что некоторые находящиеся в России организации испытывают сложности с перечислением средств организациям, находящимся в США, но на данном этапе ощутимых сложностей с получением ICANN оплаты не наблюдается.

После истечения 1 октября 2016 года контракта ICANN с Департаментом торговли США и NTIA корпорация ICANN заявила, что Администрация адресного пространства интернета (IANA) будет под полным контролем международного сообщества, а Соединенные Штаты потеряют даже теоретическую способность контролировать Глобальную сеть. При этом ICANN зарегистрирована в Соединенных Штатах и регулируется законодательством штата Калифорния. Насколько корректно в этой связи говорить о независимости ICANN от правительства Соединенных Штатов?

Передача координирующей роли в исполнении функций IANA была эпохальным событием для сообщества ICANN. Важная мера, которой стала передача координирующей роли в исполнении функций IANA от Национального управления по телекоммуникациям и информации (NTIA) Департамента торговли Соединенных Штатов глобальному мультистейкхолдерному сообществу в 2016 году, продемонстрировала непоколебимую преданность сообщества принципам инклюзивного глобального управления. Мультистейкхолдерная модель управления, которой пользуется ICANN, позволяет координировать уникальные идентификаторы интернета в интересах всех его пользователей, а не только в интересах какой-то одной группы.

Седьмая годовщина передачи координирующей роли в исполнении функций IANA является свидетельством преданности ICANN делу поддержки транспарентного и глобально инклюзивного интернета, глобальной уполномоченными координации и преданности глобальному сообществу. Следует отметить, что у правительства США не больше влияния на ICANN, чем у какой-либо другой страны. Место регистрации корпорации не подразумевает контроль над ней. В Правительственный консультативный комитет входят правительства 182 стран, и правительство Соединенных Штатов является одним из его членов; в нем также состоит 38 организаций-наблюдателей. Кроме того, у ICANN есть региональные офисы за пределами США, а именно - в Сингапуре, Стамбуле, Брюсселе и Монтевидео.

ICANN сообщала, что начнет получать заявки в рамках следующего раунда новых gTLD во втором квартале 2026 года, хотя международное сообщество считало, что это произойдет раньше. Почему между первым и вторым раундом пройдет 14 лет? Ведут ли кандидаты предварительные переговоры с ICANN о новых gTLD? Какое количество заявок ожидает получить ICANN?

Следующий раунд Программы новых доменов общего пользования верхнего уровня (Программы New gTLD) — инициатива, возглавляемая сообществом, которая позволит продолжить расширение доменного пространства за счет ввода новых gTLD. Перед тем как перейти к проведению нового раунда сообщество ICANN провело несколько проверок результатов раунда приема заявок в рамках Программы New gTLD 2012 года. В ходе проверок был изучен ряд направлений, включая такие как:

  • Как программа повлияла на конкуренцию, потребительское доверие и потребительский выбор
  • Эффективность механизмов защиты прав (RPM), предусмотренных программой
  • Стабильность корневой зоны DNS
  • Эффективность процедур приема заявок на gTLD и их рассмотрения в рамках Программы
  • Рабочие аспекты Программы New gTLD с точки зрения эффективности, результативности и других параметров.

Одновременно с этим Организация поддержки доменов общего пользования (GNSO) провела процесс разработки политики (PDP), чтобы определить, следует ли уточнить рекомендации в области политики перед проведением следующего раунда приема заявок на gTLD. По итогам этого уже завершившегося процесса был подготовлен ряд рекомендаций, которые ICANN теперь выполняет в поддержку следующего раунда. Корпорация ICANN предполагает, что на работу, необходимую для открытия следующего раунда, уйдет три года и предполагает, что следующий раунд стартует во втором квартале 2026 года. (См. подробный план проведения следующего раунда Программы New gTLD).

В октябре 2023 года ICANN наняла кадровое агентство Perrett Laver для подбора нового генерального директора. Ожидается, что он приступит к исполнению обязанностей во втором квартале 2024 года. Подходят ли ICANN принципы, использующиеся коммерческими корпорациями при подборе руководящего персонала? Что вы думаете об организации инклюзивных и транспарентных выборов нового генерального директора ICANN на основе принципов ООН/МСЭ "одна страна - один голос"?

Использование услуг рекрутингового агентства в равной мере полезно как коммерческим, так и некоммерческим организациям. Это позволит ICANN расширить сферу поиска и привлечь кандидатов мирового уровня, обладающих навыками выработки стратегии и сотрудничества, технически компетентных, умеющих мыслить глобально, лидеров-визионеров с выдающимися управленческими навыки. Эта должность подразумевает руководство организацией, и кандидаты должны отбираться Правлением, состоящим из людей, выбранных сообществом, а не по итогам голосования членов сообщества ICANN.

В бюджете ICANN на 2024 финансовый год записано, что ICANN планирует потратить $10 млн на процедуры, связанные с новыми gTLD. На что конкретно пойдут эти средства?

Эти средства предназначены для мероприятий в поддержку раунда приема заявок на новые gTLD 2012 года, а также для мероприятий по подготовке к следующему раунду приема заявок.

На базе чего рассчитываются суммы ежегодных взносов государств в бюджет ICANN?

Страны не делают взносы в бюджет. Операторы национальных доменов верхнего уровня могут в любой момент по собственному желанию решить сделать финансовый вклад в ICANN. Некоторые операторы ccTLD, которые решают сделать финансовый вклад, являются государственными организациями.

В ICANN Организация поддержки национальных доменов подготовила руководство, которым может воспользоваться любой оператор национального домена, желающий сделать финансовый вклад в ICANN. Это руководство подготовлено исключительно в информационных целях; в нем приведены суммы возможных взносов в диапазонах, привязанных к количеству доменов в управлении оператора.

Суммы взносов, приведенные в ежегодном бюджете ICANN, - это прогнозы относительно будущих взносов, которые вычисляются на основе общих сумм взносов, перечисленных ICANN в прошлом.