Алексей Куташев, директор по развитию "Т1 Цифровая Академия" (IT–холдинг "Т1").
Алексей
Куташев

директор по развитию "Т1 Цифровая Академия"
(IT–холдинг "Т1")
© ComNews
12.10.2023

Как удержать ИТ-сотрудников и выстроить приятную коммуникацию, чтобы им вовсе не захотелось покидать компанию, рассказывает Алексей Куташев, директор по развитию "Т1 Цифровая Академия" (IT-холдинг "Т1").

В России катастрофически не хватает опытных ИТ-специалистов. Бизнес и государство ищут их месяцами и не могут найти. Дефицит кадров в области информационных технологий в стране Минцифры оценивает в 500-700 тысяч сотрудников. Притом что суммарно в отрасли уже занят практически миллион человек.

По данным рекрутингового сервиса HeadHunter и консалтинговой компании "Яков и Партнеры", 61% компаний на отечественном рынке страдают из-за долгих поисков подходящих ИТ-специалистов. Если раньше процесс закрытия таких позиций у HR-департаментов и отделов занимал не более месяца, то сейчас этот срок увеличился до трех месяцев, а в некоторых случаях и до полугода.

Основные тренды и инструменты в работе с ИТ-специалистами

Какие существуют "маст-хев-инструменты" и тренды, которые не только помогают эффективно работать с ИТ-специалистами, но повышают производительность и результативность бизнес-процессов?

Выстраивание эффективной и гибкой коммуникации между ИТ-специалистами и бизнесом

Один из ключевых трендов в работе с ИТ-специалистами - эффективная и гибкая коммуникация на принципах прозрачности. Важно, чтобы обе стороны могли выражаться открыто: бизнес-пользователи - о своих ожиданиях, а ИТ-специалисты - о реальных возможностях и ограничениях в работе. Такой подход позволит избежать недоразумений и повысит продуктивность работы.

Непрерывное обучение и саморазвитие

Другим важным аспектом является непрерывное обучение и саморазвитие ИТ-специалистов. В сфере ИТ технологии развиваются семимильными шагами, специалисты должны быть готовы к постоянному обучению и адаптации. Компании, в свою очередь, должны предоставлять своим сотрудникам инструменты для освоения новых знаний и навыков.

Здесь большую роль могут сыграть EdTech-решения, которые способны сделать обучение эффективным и результативным.

Talent Enablement как основной тренд в индивидуальном подходе к сотруднику

Еще одним интересным трендом является концепция Talent Enablement (раскрытие талантов), которая позволяет выводить управление персоналом и его обучение на новый уровень. Компании, придерживающиеся такого подхода, получают мотивированных и лояльных специалистов, с навыками и знаниями, необходимыми бизнесу, и способствующими результативности проектов.

Какие же основные преимущества и отличия у концепции "Раскрытия талантов" (Talent Enablement) перед устаревшим "Управлением талантами" (Talent Management)?

  • · Раскрытие потенциала сотрудников: Talent Enablement сфокусировано на раскрытии талантов уже имеющихся сотрудников, что позволяет компании максимально реализовывать их потенциал. В отличие от Talent Management, которое ориентировано исключительно на набор новых сотрудников, Talent Enablement способствует развитию текущего персонала.
  • Развитие "сквозных" компетенций: Talent Enablement ставит целью развитие не только специализированных навыков, но и так называемых сквозных компетенций, которые необходимы для различных областей деятельности. Это способствует гибкости и адаптивности сотрудников, что особенно важно в быстро меняющейся бизнес-среде.
  • Укрепление связи обучения с инновациями: Talent Enablement акцентирует внимание на органической связи между обучением и инновационными технологиями - путем обеспечения непрерывного обучения и развития сотрудники становятся более подготовленными к внедрению новых технологических решений, что способствует росту бизнес-метрик.
  • Укрепление мотивации и лояльности сотрудников: Talent Enablement помогает укрепить мотивацию и лояльность сотрудников за счет предоставления возможностей для их профессионального и личностного развития. Когда сотрудники видят, что компания вкладывает в них время и ресурсы для их роста, они становятся более преданными своей работе.
  • Быстрое дообучение соискателей: Talent Enablement имеет преимущество в быстром дообучении соискателей с базовыми квалификациями. Вместо того чтобы искать и нанимать только высококвалифицированных специалистов, компания может привлекать перспективных кандидатов с базовыми знаниями, эффективно обучая их нужным навыкам и знаниям, адаптируясь к специфическим потребностям компании.
  • Снижение ошибок найма: Talent Enablement помогает снизить ошибки найма, поскольку компания фокусируется на развитии и раскрытии талантов уже имеющихся сотрудников. Это позволяет сотрудникам расти внутри организации и подготавливаться к более ответственным ролям, уменьшая риски, связанные с внешним наймом.

Техническая и коммуникативная грамотность

Наконец, взаимопонимание между бизнес-пользователями и ИТ-специалистами становится все более важным фактором в рабочих процессах.

Бизнес-пользователям необходимо развивать базовое понимание технических аспектов, чтобы более точно передавать свои потребности, в то время как ИТ-специалисты должны уметь простым языком объяснять сложные концепции и развивать эмоциональный интеллект.

Эффективно выстроенная коммуникация с ИТ-специалистами, действительно, помогает бизнесу достичь результатов быстрее и с наименьшими издержками. Создание индивидуальной, грамотной образовательной программы, способной мотивировать и развивать ИТ-персонал, прозрачность и гибкость в коммуникациях, взаимопонимание по разным аспектам работы и раскрытие талантов сотрудников расширяет возможности для компаний и способствует их дальнейшему росту.