По мнению игроков рынка, цифровые атташе пока не стали полезными для российских ИТ-компаний, выходящих на международный рынок. Минпромторг утвердил 26 стран, в которых будут работать цифровые атташе, и как минимум восемь из них уже должны были стать звеном между российским бизнесом и зарубежными партнерами.
© ComNews
09.10.2023

Председатель совета директоров российского разработчика средств информационной безопасности (ИБ) ООО "СерчИнформ" Лев Матвеев с трибуны пресс-клуба НП РУССОФТ 3 октября 2023 г. заявил, что цифровой атташе и торговое представительство в ОАЭ ничего не делает для продвижения отечественных ИТ-компаний.

"Я был поражен, когда наш цифровой атташе в Арабских Эмиратах заявил, что не будет присутствовать на GITEX (Gulf Information Technology Exhibition) - самой крупной ИТ-выставке в ОАЭ и всем регионе Персидского залива", - заявил Лев Матвеев. В 2023 г. выставка GITEX состоится в Dubai World Trade Centre 16-20 октября.

"Цифровые атташе" - это штатные сотрудники торговых представительств РФ в иностранных государствах, в обязанности которых входит оказание поддержки российским экспортерам в сфере информационных технологий и радиоэлектронной продукции.

По данным Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг), к октябрю 2023 г. восемь цифровых атташе назначены и приступили к исполнению должностных обязанностей в Малайзии, Аргентине, Вьетнаме, ЮАР, Китае, ОАЭ, Казахстане и Узбекистане. Еще три атташе ожидают назначения, а 13 кандидатов находятся на различных этапах трудоустройства.

Как отметил президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров, отечественная индустрия способна занять 15% мирового рынка ПО. По данным ассоциации, по итогам 2022 г. российские компании продали за рубежом ПО на сумму $8,4 млрд. Это примерно на 12-17% меньше, чем годом ранее.

Андрей Шастин, директор по стратегическим инициативам и партнерствам ООО "Аурига" (аутсорсинговая компания, оказывающая услуги по разработке ПО и ИТ-консалтингу), считает, что идея с цифровыми атташе, неподотчетными руководителям торгпредств, то есть действующими в рамках "никому не понятной системы мотиваций", вызывает у многих здоровый скепсис.

"Успех будет во многом зависеть от опыта и компетенций конкретного атташе. На все страны экспертов не хватит, а процессного подхода пока не выработано. Да и возможен ли такой успех, когда в каждой стране есть уникальная специфика и логика принятия решений", - рассуждает Андрей Шастин.

Сергей Вотяков, GR-директор ООО "Пикс Роботикс" (российский разработчик программных роботов и иных ИТ-решений PIX Robotics), считает, что институт цифровых атташе только развивается и в самом начале пути возможны ошибки и сбои в работе. "Не стоит возлагать большие надежды на этот проект и воспринимать его в качестве универсального инструмента для решения всех экспортных задач. Критика от российских разработчиков имеет право на существование", - добавил он.

https://www.comnews.ru/content/224405/2023-02-13/2023-w07/mincifry-otos…

Пресс-служба Минпромторга не прокомментировала заявление Льва Матвеева, однако сообщила, что для оценки эффективности цифровых атташе ведомство утвердило приказ "О проведении оценки эффективности деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах" (от 25 сентября 2023 г. №3578), в котором прописан единый критерий оценки деятельности для цифровых атташе. По словам представителя пресс-службы, нормативно правовую документацию, касающуюся службы цифрового атташе, Минпромторг разместит в открытом доступе на официальном сайте.

Подготовкой цифровых атташе занимается Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). По словам пресс-службы, фонд проводит обучающие мероприятия в течение всего года - они включают в себя посещение российских ИТ-компаний, знакомство с их решениями, установление контактов с ключевыми игроками российского ИТ-рынка, обмен опытом по методам продвижения ИТ-решений на экспорт.

"По состоянию на октябрь 2023 г. более 50 компаний, в том числе разработчиков особо значимых проектов, приняли участие в обучении атташе. Среди которых "НТЦ Протей", "СерчИнформ", "МойОфис", "ИнфоВотч", "Росатом", ПАО "Ростелеком" АО "Позитив Текнолоджиз", - добавил представитель пресс-службы РФРИТ.

https://www.comnews.ru/content/226175/2023-05-18/2023-w20/cifrovye-atta…

Олег Кравчук, глава комитета по экспорту АРПП "Отечественный софт", директор по работе с зарубежными и стратегическими проектами ООО "Код Безопасности", оценивает деятельность цифровых атташе, наоборот, положительно. "Благодаря их работе ИТ-компании получают аналитические материалы о зарубежных рынках, консультации и контакты нужных партнеров. Цифровые атташе - это "мягкая сила", которая влияет на формирование экспортного ИТ-сообщества и помогает российским компаниям в продвижении продуктов и решений за рубеж", - отметил он.

Как сделать институт цифровых атташе эффективнее

Руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог" Людмила Богатырева считает, что для развития института цифровых атташе нужна система мотивации: "Цифровые атташе могут работать в рамках института торгпредств и при этом получать процент от заключенных сделок".

"Цифровой атташе - это не "продажник", а чиновник, который должен помогать отечественным игрокам выстраивать коммуникацию на новом рынке. Атташе должен обладать формальными и неформальными контактами с деловым сообществом зарубежного государства, знать местную ИТ-инфраструктуру и др.", - объясняет Людмила Богатырева. По ее словам, не менее важно, что цифровой атташе - это советник торгпреда по ИТ: и если торгпред может не обладать профильными знаниями в цифре, то для атташе это обязательное требование.

"Чтобы институт цифровых атташе становился лучше, необходимо чаще обмениваться мнениями на эту тему и приглашать к обсуждению больше российских вендоров", - добавил GR-директор PIX Robotics Сергей Вотяков.

По мнению Юрия Воеводко, директора по развитию продуктового бизнеса департамента горнодобывающих решений ГК "Рексофт", кроме создания самого института атташе, государство должно предпринимать комплексные меры по поддержке российских вендоров на локальных рынках - например, проводить комплексные маркетинговые инициативы для местных заказчиков, налаживать контакты с местными органами власти.

Новости из связанных рубрик