Федор
Чернов

руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass
© ComNews
05.10.2023

Если верить статистике поисковых запросов "Яндекса", после ухода из России зарубежных продуктов спрос на отечественные корпоративные мессенджеры вырос в 10 раз. Приток новых пользователей дал импульс к развитию российских сервисов, благодаря которому разработчики сократили технологическое отставание от западных платформ. Теперь, когда отечественные продукты получили привычные функции, бизнес обращает внимание вендоров на улучшение пользовательского опыта. Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass, подробнее рассказывает о трендах разработки корпоративных мессенджеров, которые выйдут на первый план в 2024 году.

Зачем нужны корпоративные мессенджеры

Корпоративные платформы в глазах пользователей часто вынуждены конкурировать с Telegram - одним из наиболее популярных и удобных продуктов на рынке В2С-приложений. Но на практике выдержать высокий темп бизнес-процессов помогают именно корпоративные сервисы.

В зависимости от набора функций, они закрывают несколько важных потребностей компаний:

  1. Фокус сотрудников на рабочих задачах. За это отвечают выделенные чаты и пространства для различных проектов, команд и отделов.
  2. Эффективное управление временем. Внутри бизнес-мессенджеров можно создавать задачи, отслеживать их выполнение и координировать работу над проектами.
  3. Быстрый поиск необходимой для работы информации. В корпоративных сервисах информация хранится в упорядоченном виде и не теряется в переписках.
  4. Мотивация команды. Встроенные в приложения элементы геймификации вдохновляют сотрудников и больше вовлекают их в рабочий процесс.

Кроме того, стоит учитывать, что в некоторых компаниях действуют требования к защите информации, которые общественные мессенджеры удовлетворить не могут.

Путь к удобству уровня Telegram

С момента массового исхода западных продуктов российские сервисы смогли приблизиться к функциональной планке, которую установили Microsoft Teams, Slack, Mattermost и другие.

Для сравнения, российский Trueconf в одной конференции вмещает до 1500 участников, Zoom - до 1000. В свою очередь, в Pruffme, помимо видеоконференций, есть интерактивная доска - аналог Miro. В обоих сервисах одновременно на доске могут работать до 30 участников.

Сейчас, когда отечественным сервисам больше не нужно "догонять" Запад, вендоры фокусируются на совершенствовании пользовательского опыта.

Использование корпоративного мессенджера должно быть максимально интуитивным, комфортным и эффективным. Согласно исследованию Gallup, удовлетворенность сотрудников бизнес-процессами компании влияет на продуктивность и работоспособность коллектива. А из-за неэффективных бизнес-процессов компании теряют 20-30% прибыли, подсчитали в IDC Market Research.

Скорость и стабильность мобильных приложений

Пользовательский опыт во многом зависит от времени отклика приложения. Сотрудники ожидают, что отправка сообщений, загрузка файлов и открытие чатов в корпоративном мессенджере будут моментальными. Если приложение тормозит, ценность функций для пользователя сводится к нулю.

Не менее важный критерий - стабильность. Сбои, зависания и вылеты также аннулируют пользу функциональных возможностей.

Один из таких примеров - Rocket.Chat. Из-за резкого прироста пользователей в 2022 году разработчики не успели оптимизировать работу сервиса. Это привело к массовым сбоям и снижению скорости работы приложений у большинства пользователей.

Проблемы коснулись как облачной, так и on-premise-версии продукта. Помимо зависаний и вылетов, Rocket.Chat в три раза перегружал процессоры пользовательских устройств. А администраторам корпоративных серверов приходилось перезапускать сервис каждые несколько часов.


Ресурсы разработчиков в 2022-2023 годах в основном были направлены на разработку новых функций. Теперь на первый план выходит их оптимизация и устранение ошибок.

Более совершенный UX/UI

Один из барьеров перехода на российские корпоративные мессенджеры - дизайн приложений. Российские разработчики сфокусировались на совершенствовании UX/UI, так как важно не только добавить необходимые для работы функции, но и сделать их удобными для конечных пользователей.

Проектирование более совершенного пользовательского интерфейса и опыта не сводится только к эстетическому оформлению. Это внимание к деталям, которые делают взаимодействие с приложением более понятным и эффективным. Продуманный интерфейс ускоряет навигацию и уменьшает количество кликов для доступа к нужным функциям.

Согласно исследованию Robert Half Technology, оптимизированные UX/UI помогают сэкономить сотруднику две рабочие недели в году. Сотрудники также тратят меньше времени на адаптацию и совершают меньше ошибок в работе с приложением.

Кроме того, удобство работы с приложением положительно влияет на внутреннее состояние сотрудников: пользователи ассоциируют позитивный опыт с рабочими задачами. Это сильный фактор мотивации коллектива.

Главный стимул разработки и модернизации UX/UI-составляющих - привлечение и удержание пользователей. В 2023 году пользовательский опыт стал одним из ключевых факторов, влияющих на решение о выборе мессенджера для коммуникации.

Если приложение предлагает понятный и продуманный интерфейс, пользователи останутся и продолжат его использовать. В 2024 году этот тренд сохранит свое развитие.

Геймификация корпоративных сервисов

Геймификация - концепция применения игровых элементов и принципов в неигровых ситуациях, таких как бизнес-процессы и обучение. Производительность и мотивация персонала играют важную роль, и геймификация стала одним из инструментов их повышения. Она нашла свое место и в корпоративных мессенджерах, где принципы игры используются для стимулирования взаимодействия, участия и продуктивности сотрудников.

Бизнес смотрит в сторону игровых механик по нескольким причинам.

  1. Повышается вовлеченность сотрудников в работу и командные проекты - когда работа становится похожей на игру, сотрудники более заинтересованы в достижении поставленных целей.
  2. Ускоряется обучение и развитие персонала - применение игровых механик делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
  3. Формируется позитивная атмосфера в коллективе - сотрудники могут взаимодействовать не только по рабочим вопросам, но и через игровые задачи и активности. Это снимает барьеры в общении, что способствует более открытому и эффективному обмену информацией.

Геймификация в корпоративных мессенджерах проявляется через системы баллов и наград, рейтинги, достижения, миссии, квесты и другие элементы, которые характерны для игр. Например, сотрудникам можно предоставить баллы за активное участие в обсуждениях, успешное выполнение задач или сотрудничество в проектах. Эти баллы могут быть обменяны на призы, бонусы или даже дополнительные выходные.

Разработчики Slack используют для повышения мотивации сотрудников интерактивные таблицы лидеров, поощрения и наградные трофеи. В российских корпоративных мессенджерах геймификация также активно применяется. Например, показатели среднего времени ответа и рейтинговые таблицы активности пользователей, кнопка "Спасибо", онлайн-бейджики.


ИИ в корпоративных мессенджерах

Внедрение продвинутого искусственного интеллекта в корпоративные инструменты, такого как ChatGPT, - ключевой тренд 2023 года на Западе, который в 2024 году докатится и до российских продуктов. Искусственный интеллект способен значительно повысить эффективность и функциональность мессенджеров, сделать их более интуитивными, контекстуально умными и полезными инструментами для коммуникации.

Применение ИИ в корпоративных мессенджерах подразумевает использование алгоритмов машинного обучения и анализа данных для обработки и интерпретации сообщений, определения контекста и поиска информации.


  1. Искусственный интеллект может автоматизировать работу, которую ранее выполнял сотрудник. Например, ИИ на базе ChatGPT в Microsoft Teams ведет текстовую запись конференций и выделяет ключевые моменты.
  2. В Jira ИИ распознает ключевые слова и темы в сообщениях и предлагает соответствующие документы или ссылки. Также она анализирует тренды и подводит итоги обсуждения.
  3. В Slack бот составляет черновики писем и сообщений. Функция пока не работает идеально и требует участия пользователя.

Внедрение ИИ в корпоративные мессенджеры важно для бизнеса по нескольким причинам.

  1. Позволяет сократить время на поиск и анализ информации. ИИ может предоставлять релевантные данные за считаные секунды.
  2. Способствует более эффективной коммуникации и сотрудничеству. Искусственный интеллект инициирует обсуждения и вводит в контекст ситуации для принятия решений.
  3. ИИ способен анализировать обширные объемы корпоративных данных из сообщений и предоставлять бизнес-аналитику. Например, анализ популярных тем обсуждений, настроения сотрудников или эффективности коммуникации. Это поможет компаниям выявлять тенденции, проблемы и возможности для улучшения.

В 2024 году внимание разработчиков российских корпоративных мессенджеров будет посвящено заботе о пользователях. Теперь в фокусе скорость работы приложений, улучшение интерфейса, внедрение игровых элементов и интеграция ИИ в рабочую жизнь сотрудников.

Такой подход позволит сделать отечественные продукты не просто функциональными инструментами, но еще и привлекательными для пользователей. Именно этот путь развития позволит вытеснить Telegram из рабочих коммуникаций.