Меморандум о развитии сотрудничества в страховой и транспортной сферах, который 29 сентября 2023 г. подписали участники рынка, позволит агрегаторам, страховщикам и перевозчикам быстрее найти компромиссы, совместно развивать общие цифровые сервисы и платформы, а также выстроить диалог с государственными и отраслевыми регуляторами.
Яков
Шпунт
© ComNews
02.10.2023

Церемония подписания документа (на фото) прошла в пресс-центре ТАСС на Тверском бульваре. В церемонии участвовали глава Российского союза автостраховщиков, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев, председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, заместитель председателя "Деловой России", соруководитель рабочей группы агрегаторов такси и цифровых платформ при РСПП Антон Данилов-Данильян.

Как напомнил Антон Данилов-Данильян, отрасль столкнулась с целым рядом проблем. Все началось, по его оценке, с появления нового участника рынка такси в лице агрегаторов. Однако наиболее мощным катализатором к сотрудничеству, как заявил представитель РСПП, стали изменения в законодательстве - как поправки в закон об ОСАГО, которые привели к существенному росту стоимости полисов для таксистов, так и новый закон о такси, вступивший в силу с 1 сентября 2023 г. Эти законодательные новации привели к росту нагрузки на отрасль, что в итоге, как заявил Антон Данилов-Данильян, и привело к началу переговорного процесса между объединениями перевозчиков, агрегаторов и страховщиков о возможных компромиссах - например, о снижении тарифов для заведомо добросовестных водителей, для чего до агрегаторов и перевозчиков необходимо было донести алгоритмы, которыми пользуются страховщики. Также он подчеркнул, что участникам рынка общими усилиями проще донести точку зрения до регуляторов, как государственных, так и отраслевых.

Как отметила Ирина Зарипова, поправки в законодательство о страховании привели к тому, что не только подорожали полисы, но и страховые компании просто отказывались их продавать таксопаркам даже по высоким ценам, и данная ситуация сохранялась до появления электронных полисов ОСАГО, поскольку страховщикам стало невозможно ссылаться на отсутствие бумажных бланков. В итоге, по словам руководителя объединения перевозчиков, таксопарки во многих городах оказались перед дилеммой: или не выходить на маршруты, или сознательно нарушать закон, пытаясь работать с полисами ОСАГО для автолюбителей.

По мнению Ирины Зариповой, новой и слабо изученной проблемой может стать страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Данная норма станет обязательной для такси с 1 сентября 2024 г. При этом, по оценке Ирины Зариповой, специфика рынка такси, где не всегда возможно достоверно доказать сам факт поездки, создает большие возможности для мошенничества, которого можно избежать, например, сделав возмещение ущерба максимально удобным. И возможные потенциальные проблемы, по ее мнению, можно будет решать в проактивном режиме, что еще два года назад было невозможно.

Евгений Уфимцев заявил, что фактически сторон у подписанного 29 сентября меморандума больше: помимо страховщиков, агрегаторов и перевозчиков, это еще конечные потребители услуг и другие участники дорожного движения, которые заинтересованы в снижении затрат и повышении уровня безопасности движения. Одним из первых результатов переговорного процесса, как заявил глава ВСС, стало появление краткосрочных договоров ОСАГО для водителей такси, о чем просили агрегаторы. Их можно будет оформить уже с 1 марта 2024 г.

Евгений Уфимцев согласился с оценкой Ирины Зариповой о потенциальной угрозе мошенничества с ОСГОП. Наиболее проблемным, с его точки зрения, является оперативное возмещение небольшого ущерба, чем могут пользоваться недобросовестные пассажиры, "много раз "забывая" в такси один и тот же телефон". Также Евгений Уфимцев назвал задачей соглашения снижение аварийности, например, за счет вытеснения с рынка проблемных водителей, и в этом процессе невозможно обойтись без перевозчиков и агрегаторов.

Новости из связанных рубрик