ООО "Яндекс.Облако" (Yandex Cloud) выявило шесть сценариев монетизации нейросети Yandex GPT - частичного российского аналога американской ChatGPT. Yandex Cloud подвел итоги закрытого тестирования, в котором участвовало 800 компаний. Больше всего запросов на внедрение языковой модели в бизнес-процессы компания получила от сферы ИТ, ретейла и банков. 
© ComNews
27.09.2023

Yandex Cloud подвел первые итоги закрытого тестирования технологии YandexGPT, которое стартовало в июле 2023 г. В нем приняли участие 800 компаний, 25% из них представляют средний и крупный бизнес, а 75% - малый. По данным Yandex Cloud, специалисты платформы проанализировали более 6000 заявок на внедрение языковой модели в бизнес-процессы.

"Компании проверили возможности YandexGPT в нескольких десятках сценариев применения больших языковых моделей. Специалисты Yandex Cloud поделили эти сценарии на шесть основных групп: контентные задачи, создание чат-ботов и виртуальных ассистентов, обобщение и агрегация данных по рабочим чатам, отзывам; анализ и классификация запросов пользователей; ответы на вопросы пользователей и выделение сущностей из текстов", - сообщает пресс-служба Yandex Cloud.

"ИТ, ретейл и банки закономерно оказались в числе первых участников тестирования, так как традиционно являются ранними пользователями новых технологий. При этом значительную долю участников составили представители и других отраслей, включая промышленность и медиа. Заметное количество компаний включились в закрытое тестирование с уже сформированным пониманием задач", - отметил коммерческий директор ООО "Яндекс.Облако" Александр Черников.

В августе 2023 г. директор направления "Цифровая трансформация отраслей" АНО "Цифровая экономика" Алексей Сидорюк, выступая на конференции Innopolis AI, отметил, что, несмотря на успехи России в мировой гонке по генеративным нейросетям, российским ИИ-решениям, в том числе языковым моделям, недостает практического применения: компании не понимают, как их интегрировать в бизнес-процессы, а создатели - "Яндекс" и "Сбер" еще не нашли оптимальный вариант монетизации.

https://www.comnews.ru/content/228220/2023-08-18/2023-w33/rossiyskim-resheniyam-osnove-generativnogo-ii-nedostaet-prakticheskogo-primeneniya

В сентябре 2023 г., после релиза YandexGPT 2, директор бизнес-группы поиска и рекламных технологий "Яндекса" Дмитрий Масюк сообщил, что в компании видят несколько возможных способов монетизации языковой модели Yandex GPT: улучшение поиска для усиления рекламного бизнеса, продажа новой функциональности по подписке, а также различные сервисы для сегмента B2B.

https://www.comnews.ru/content/228716/2023-09-08/2023-w36/1009/kak-yandeks-reshil-zarabatyvat-svoem-analoge-chatgpt

"Один из перспективных сценариев применения YandexGPT для бизнеса - это ответы на вопросы, которых нет в интернете, но их можно найти во внутренних источниках компании. Простой пример - умный бот, с помощью которого сотрудник компании может оставить заявку на какой-либо сервис, найти нужный документ или специалиста. Чтобы это стало возможным, мы проверили, как YandexGPT взаимодействует с системами управления базами данных, к которым модель подключается, когда формулирует ответ на запрос", - сообщил директор по продуктам Yandex Cloud Григорий Атрепьев.

По его словам, один из заказчиков из сферы электронной коммерции придумывал с помощью этой технологии стихотворные рекламные слоганы, другая компания протестировала YandexGPT в роли ассистента юридической службы, консультанта по психологическим темам и SMM-менеджера.

Как сообщил Григорий Атрепьев, до конца 2023 г. сервис YandexGPT станет доступен клиентам Yandex Cloud в формате публичного превью - его можно будет использовать для разработки приложений или в тестовом окружении.

Чат от "Сбера" - монетизация API

Вице-президент, руководитель блока "Технологии" ПАО "Сбербанк" Андрей Белевцев на технологической конференции SmartDev 21 сентября 2023 г. представил GigaChat API - программный интерфейс доступа к нейросетевой модели GigaChat для бизнеса: он предназначен для создания решений и оптимизации бизнес-процессов.

"Команда "Сбера" также подготовила GigaChain (SDK) - адаптированную версию библиотеки LangChain для русского языка с поддержкой GigaChat API, которая позволит разработчикам создавать продвинутые ИИ-приложения, использующие технологии "Сбера". Библиотека стандартизирует типовые кейсы использования различных языковых моделей, такие как работа с цепочками, базами знаний и документами, а также содержит в себе набор готовых запросов для решения бизнес-задач", - сообщила пресс-служба "Сбера".

Библиотека GigaChain (SDK) доступна на глобальной open source - площадке GitHub, однако, чтобы начать работу с нейросетью "Сбера", необходимо получить доступ к GigaChat API, который уже стал платным.

Генеральный директор ООО "ИТ ОНЛИ" (ONLY) Кирилл Владимиров отметил, что фирма OpenAI, стоящая за GPT-4 и предыдущими версиями ChatGPT, использует разнообразные подходы для монетизации моделей: "Первое - это API, который позволяет разработчикам и бизнесам интегрировать функциональность GPT в приложения и сервисы. Этот API обычно тарифицируется, исходя из объема использования".

"OpenAI также предоставляет услуги для предприятий и исследователей, которые могут требовать специализированных моделей или дополнительной поддержки. Хотя основная модель GPT является общедоступной, некоторые расширенные или адаптированные версии могут быть доступны только через коммерческие каналы", - добавил Кирилл Владимиров. По его словам, у российских языковых моделей, таких как Yandex GPT и GigaChat от "Сбера", есть большой потенциал, особенно на отечественном рынке. "Для многих российских компаний критично иметь модели, специализированные на русском языке и понимающие специфику российского контекста", - добавил Кирилл Владимиров.

Директор по информационным технологиям Национального расчетного депозитария (НРД) Павел Андрианов объяснил, что у GPT много вариантов применения: способность анализировать текст и готовить развернутый человекоподобный ответ используется в продажах, общении с клиентом, запросах цен или услуг, проверке статуса обращения, заказа и т.д. Однако, по его словам, эта технология находится в начале развития, и расширяться ее применение будет не только за счет улучшения языковых моделей, но и за счет обогащения стандартных каналов коммуникаций языковыми интерфейсами, что в итоге упростит пользователю взаимодействие.

"Спрос на решения на базе отечественных языковых моделей будет расти. Обработка запросов облачным сервисом, находящимся в РФ, - важное преимущество для определенных клиентов. Разработчикам отечественных решений не надо пытаться в лоб конкурировать с Open AI. Их преимущества - в развитии дополнительных новых функций и интеграции с другими российскими решениями или использовании специфики отечественных языковых моделей", - считает Павел Андрианов.

Новости из связанных рубрик