Екатерина
Кинякина
Марина
Тюняева
(Бочкарёва)
07.08.2023

Роскомнадзор с начала августа стал требовать от операторов связи блокировать номера абонентов с неактуальными персональными данными (ПД). Об этом "Ведомостям" рассказали собеседники в двух операторах. В течение трех дней с момента получения списка номеров от регулятора компания должна уведомить абонента. У него затем есть 15 дней, чтобы актуализировать информацию о себе на портале "Госуслуг", через приложение оператора или в салоне связи. В противном случае его номер будет заблокирован в соответствии с положениями закона "О связи".

О массовых уведомлениях знает и гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его данным, операторы "сейчас очень активно рассылают уведомления абонентам о необходимости подтвердить свои паспортные данные во избежание блокировки".

Речь идет о картах, которые раздаются у метро без заключения договора, или о корпоративных сим-картах, которые компании массово закупают для сотрудников.

Согласно закону "О связи", мобильный оператор обязан самостоятельно проверять достоверность сведений об абоненте до начала оказания услуг, в том числе данных о конечных пользователях услуг, если сим-карты оформлены на юридических лиц и ИП, пояснил "Ведомостям" представитель Роскомнадзора (РКН). Это требование действует с 2018 г.

Оператор обязан подтвердить ФИО клиента, дату его рождения, данные паспорта. Такие данные могут быть предоставлены как лично (в салоне связи), так и через систему "Госуслуг" или другие госинформсистемы, пояснила преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Александра Орехович.

Помимо того, летом 2021 г. в силу вступил закон, обязывающий предпринимателей подавать сведения о конечных пользователях корпоративных сим-карт в ЕСИА. РКН получал право потребовать от оператора блокировки незарегистрированного номера.

"На Роскомнадзор возложена обязанность осуществлять мониторинг достоверности сведений об абонентах, внесенных операторами связи в свои базы данных. С этой целью ведомство разработало специальную информационную систему, которая в автоматическом режиме осуществляет мониторинг достоверности таких данных", – заявил представитель РКН. При подключении к системе отмечаем активизацию усилий операторов по самостоятельному приведению своих баз данных в соответствие с требованиями законодательства по борьбе с незаконными сим-картами, добавил он.

"Операторы и РКН осуществляют взаимодействие в рамках установленной законом процедуры подтверждения данных абонентов и пользователей номерами юрлиц и ИП, – сообщил представитель "Билайна". – Законодательство обязывает нас приостанавливать предоставление услуг связи, в том случае если данные о клиенте устарели и не совпадают с актуальным". "Мы максимально широко информируем клиентов о необходимости пройти сверку данных: с помощью смс, оповещения в личном кабинете или push-уведомления", – добавил представитель Tele2.

"По данным Telecom Daily, в России насчитывается порядка 6,5–7 млн серых сим-карт, и до сих пор можно без проблем купить симку без паспорта у уличных продавцов, к примеру на всевозможных вокзалах", – говорит Кусков. Но эта цифра год от года снижается, знает он, например, два года назад серых карт было около 11 млн.

Кусков считает, что абонентская база "обеляется" именно благодаря работе операторов. По его словам, из 7 млн серых карт не более 5% – это карты, которые покупались изначально для осуществления противоправных действий. Большая часть таких сим-карт – это корпоративные карты, которые не были надлежащим образом оформлены, или "запасные" сим-карты, приобретенные для регистрации на интернет-сервисах, чтобы таким образом защититься от спама, резюмировал эксперт.

Закон о связи предусматривает возможность заключения договора с оператором дистанционным способом, но условия такого заключения строго ограничены, говорит Орехович. Это можно сделать только посредством усиленной электронной подписи или через ЕСИА, замечает она. Таким образом, покупая карту, например, на маркетплейсе, клиент получает карту, оформленную на третье, не известное клиенту лицо, предупреждает Орехович. А в таком случае уже через пару месяцев клиент получит требование от оператора на подтверждение своих данных, удовлетворить которое он не сможет, считает она.

В начале апреля 2023 г. операторы уже начали массово рассылать абонентам push-уведомления и СМС с просьбой подтвердить свои ПД в салоне связи или в личном кабинете "Госуслуг". Как тогда пояснял представитель РКН "Коммерсанту", ведомство проводило мониторинг достоверности сведений об абонентах, "внесенных операторами в базы данных, в соответствии с требованиями законодательства по борьбе с незаконными сим-картами". Но до начала августа регулятор не требовал блокировать номера, поясняют источники "Ведомостей" в операторах.

По словам одного из собеседников, в каждом запросе, которые стал направлять РКН, содержится порядка 50 000 номеров. Если их владельцы не подтвердят свои данные, то к середине месяца операторам большой четверки придется заблокировать в совокупности порядка 1 млн сим-карт, говорит он.

В среднем каждый абонент приносит оператору по 320–340 руб. в месяц (показатель ARPU), оценивает отраслевой аналитик Алексей Бойко, автор Telegram-канала ABloud62. "[В сегменте] B2B ARPU обычно меньше, может быть, около 100 руб., но так как цифры отдельно по таким тарифам непубличны, однозначно оценить нельзя", – говорит он. Исходя из этого, единовременные потери операторов от блокировки сим-карт, владельцы которых не актуализируют данные паспорта, могут составить от 100 млн до 360 млн руб. в месяц, подсчитали "Ведомости".

423 000 серых сим-карт было изъято, по данным Роскомнадзора, за пять лет (с 2018 по 2022 г.) в ходе проводимых совместно с МВД мероприятий. Из них 152 000 в 2022 г.

Проверкой номеров абонентов занимается подведомственный РКН Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ), пояснил второй собеседник "Ведомостей". По его словам, ГРЧЦ сверяет поданные операторами данные об абонентах с базой данных, полученной от МВД. "Если соответствующая запись не нашлась, или паспорт был утерян, или же данные оказались неполными, РКН делает запрос оператору, а тот – абоненту, и ему на уточнение дается 15 дней", – пояснил источник. Если же данные по номеру не были подтверждены, номер блокируется оператором. Он должен сообщить об этом органам РКН. Те, в свою очередь, делают на него контрольный прозвон для проверки блокировки, говорит собеседник.

В случае неподтверждения данных услуги связи блокируются, а договор может быть расторгнут оператором в одностороннем порядке, добавил представитель "Билайна". Таким образом, абонент может потерять свой номер телефона, если после расторжения контракта с ним кто-либо другой займет освободившийся номер телефона, предупредил он. "Чтобы избежать неприятностей, сопряженных с блокировкой номера, лучше пройти простую процедуру сверки", – отметил представитель Tele2.

Представитель "Мегафона" отказался от комментариев. В МТС не ответили на запрос.

Кусков не ожидает массовых отключений связи для абонентов. "Если и будут большие проблемы [с отключением связи], то только у небольшого числа абонентов, в основном граждан преклонного возраста, которые в силу объективных причин не могут прийти в салоны связи или осуществить все операции через интернет", – отметил эксперт.

"Ведомости" направили запрос в Минцифры.

Новости из связанных рубрик