Российский провайдер облачных технологий Cloud.ru открыл квантовую лабораторию. Она поможет получить доступ не к одному квантовому компьютеру или симулятору, а сразу к целому рынку, снизив для заказчиков затраты на инновации. По мнению представителей бизнеса, идея квантового превосходства должна трансформироваться в идею квантовой полезности.
© ComNews
14.07.2023

Компания Cloud.ru, провайдер облачных и технологий искусственного интеллекта (ИИ), открыла лабораторию квантовых вычислений. Об этом заявил Игорь Хапов, директор департамента клиентских инноваций ООО "Облачные технологии" (Cloud.ru), на форуме будущих технологий 13 июля.

"У российских и международных компаний нет необходимости иметь собственный квантовый компьютер. В перспективе квантовые компьютеры станут доступны всем, и, возможно, это будет единый квантовый компьютер, доступ к которому предоставят облачные технологии", - считает Игорь Хапов.

На серверах компании идет развертывание двух эмуляторов квантовых вычислительных устройств. Их разрабатывают специалисты научно-технологической экосистемы Российского квантового центра и организации S-Quantum, созданной исследователями Центра квантовых технологий МГУ им. М.В. Ломоносова.

"Миссия облачных провайдеров - снизить стоимость инноваций для заказчиков. Это относится и к облачным технологиям, и к ИИ, и к PaaS-сервисам. Если мы предложим заказчикам оптимизацию задач хотя бы на 10%, это будет крайне востребовано", - сообщил Игорь Хапов.

Пресс-служба Cloud.ru сообщила корреспонденту ComNews, что в планах компании, помимо предоставления доступа к эмуляторам, - внедрить квантовые вычислители, разработанные на базе отечественных мощностей и не зависящие от зарубежных разработок. "У наших партнеров есть экспериментальные экземпляры, в которые инвестировано огромное количество как человеческих, так и материальных ресурсов. Именно к ним в первую очередь планируется в перспективе открыть доступ через Cloud.ru ML Space", - добавил представитель пресс-службы Cloud.ru.

Как отмечает Альберт Ефимов, вице-президент, директор Управления исследований и инноваций, ПАО "Сбербанк", даже если компания приобретает квантовый компьютер, без команды нескольких кандидатов наук и специальных условий он работать не будет. "Поэтому существует дилемма - приобрести квантовый компьютер, арендовать его или обойтись облачным доступом к его вычислительным возможностям", - добавил он.

Руководитель центра цифровых технологий ПАО "Газпром нефть" Михаил Корольков считает, что квантовое превосходство - мечта математиков, в то время как бизнесу не обязательно экспоненциальное ускорение решения задач. По его мнению, пора переходить от идеи квантового превосходства к идее квантовой полезности.

"Первый шаг для бизнеса - это найти задачи, которые можно решить с помощью квантовых вычислений. У технологического бизнеса это может быть логистика, физическое моделирование, моделирование пользовательского поведения, машинное обучение. Однако при исследованиях выяснилось, что примерно из 50 задач лишь одну можно решить с помощью квантового компьютера более эффективно" - объясняет Михаил Корольков.

Второй шаг, который выделяет Михаил Корольков, - понять, как решать эти задачи, и преодолеть пропасть между постановкой задачи и алгоритмом, который можно будет реализовать на квантовом компьютере. Третий - создание квантового компьютера, и четвертый - это кадры, так как сегодня крайне сложно найти специалистов, которые понимают, как решать задачи с помощью квантовых вычислений.

Руководитель сектора квантовых вычислений Центра квантовых технологий МГУ, руководитель научной группы атомных и оптических квантовых вычислений Российского квантового центра (РКЦ) Станислав Страупе согласен, что бизнесу важен экономический эффект от применения квантовых технологий. Однако для решения многих задач, по его мнению, не обязательно использовать универсальный квантовый компьютер. Для этого подойдут квантовые симуляторы, которые уже существуют: "Это может быть квантово вдохновленный аппаратный вычислитель, который ускорит решение задач, например, по бинарной оптимизации. К ним сводятся задачи логистики или машинного обучения".

Станислав Страупе отметил, что, несмотря на стремление бизнеса решать краткосрочные задачи, приносящие экономический эффект в обозримой перспективе, квантовые технологии - это игра вдолгую. "Основным драйвером должно быть долгосрочное развитие технологий, которое ведется в академической среде. Нельзя оставлять в стороне фундаментальное поэтапное развитие технологий, которое будет иметь практический смысл в будущем", - добавил он.

Новости из связанных рубрик