К 2030 г. практически все индустрии в России будут работать на технологиях искусственного интеллекта (ИИ). Это произойдет, если крупные компании и корпорации будут соблюдать принципы, заложенные в кодексе этики, который дополняет стратегию развития ИИ.
© ComNews
14.07.2023

Об этом на Форуме будущих технологий заявила первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова. Она напомнила о главных проблемах и препятствиях в развитии искусственного интеллекта.

"Одним из важных этических аспектов является проблема черного ящика. Мы не понимаем до конца, на каких алгоритмах ИИ выдает решения. Непонятно, что происходит внутри этого черного ящика. Поэтому разработчики стремятся к открытому и доверенному ИИ, чтобы понимать алгоритм обучения и принятия решения. Кроме того, очень важны вопросы этического взаимодействия людей с ИИ. Здесь главной проблемой остается кадровый потенциал. Для взаимодействия с ИИ необходима правильная подложка и воспитание специалистов. И еще одна проблема - доступ к данным. Он есть у государственных органов и корпораций. У правительства подписан целый ряд соглашений с крупными компаниями. Но на мой взгляд, очень важно в эту цепочку включать компании средне-крупного сегмента. Это будет выгодно всем. У крупных компаний есть рынок сбыта и доступ к данным. У средних - профильная экспертиза и кадровый резерв. Такая система взаимодействия позволит ИИ развиваться и предлагать на рынке наши отечественные решения", - заверила Наталья Попова.

Заместитель генерального директора ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Евгений Чаркин рассказал об этических аспектах развития ИИ в компании: "Мы из года в год повышаем степень оцифрованности услуг. Если в 2022 г. мы продали в электронном формате 63% билетов дальнего следования, то в 2023 г. уже 76%. Мы готовы выходить и на 100%. Но есть люди, которым пока сложно находиться в цифровом мире. Им нужно либо позвонить в контакт-центр, либо прийти к кассе и получить физический контакт с работником. И мы обязаны уметь предоставлять всем категориям граждан наши сервисы. Поэтому пока мы оцифрованы не на 100%. То же самое происходит и внутри наших цифровых сервисов. Вопрос умения работать с технологиями не менее важный, чем вопрос этики ИИ. Тем более, если мы говорим о крупной компании с большим штатом работников. Еще один важный этический момент - защита данных. Мы ежегодно совершаем около 1,1 млрд поездок. Поэтому количество данных колоссальное. Как ими распоряжаться и защищать - вопрос непростой, но выполнимый".

Руководитель цифровой лаборатории АО "Газпром-медиа холдинг" Эдуард Маас предположил, как ИИ изменит медиаиндустрию: "Пока нейросети особо ничего нового не создают. Они "галлюцинируют" контент на основе того, что им заложили в базу. Важно, что медиа действительно проходят некую трансформацию. Примерно в горизонте трех-пяти лет индустрия сильно изменится. Конечно, робот полностью не заменит творца, но часть контента будут создавать нейросети, часть - эти же технологии совместно с людьми. Медиа станут настолько персонифицированы, что нам даже сложно сейчас это представить. У каждого человека будут индивидуальные медиа. Они будут очень хорошо подстраиваться под пользователя, предлагая максимально точные рекомендации. Но человек - существо социальное. Поэтому трудно представить, что многие замкнутся в уединенный мир. Сейчас очень важно вовлекать креативную молодежь и профессионалов в создание новых инструментов и форм контента на основе современных технологий, потому что остановить процесс развития ИИ невозможно. Нужно осваивать это и создавать контент, который будет соответствовать нашим ценностям".

Генеральный директор компании "Вормхолс внедрение", специализирующейся на производстве оборудования для нефтегазовой отрасли, Олег Журавлев считает, что развития ИИ не стоит опасаться - с ним нужно работать: "На мой взгляд, этика не должна быть запретительной, в том числе со стороны государства. Запретительные меры работают плохо. Так как мы не можем предотвратить техническую революцию, нам придется ее возглавить. У нас есть шанс это сделать. Мы можем создать что-то новое и получить суверенитет, о котором давно говорим. Когда я впервые взаимодействовал с искусственным интеллектом, то понял, что он не умнее меня. Это первая мысль, которая приходит в голову. Ведь основной страх человека в том, что ИИ станет смышленнее. И на этот страх люди пытаются воздействовать с точки зрения этических ограничений. В таком случае надо делать разграничения между пакетом знаний, умом и интеллектом. Есть люди с феноменальными знаниями, но применить их не могут. Важно правильно поставить задачу и решить ее. Именно это как раз и отличает интеллект от эрудированности. На данный момент ИИ - это просто база данных, которая является легкодоступной для людей. К ней нужно относиться как к инструменту, которым можно умело пользоваться. И запрещать его нельзя, иначе никакого технологического прорыва не будет".

Новости из связанных рубрик