Компания "Русатом - Цифровые решения", входящая в ГК "Росатом", начала создание дистрибьюторской сети для продвижения на рынок цифровых продуктов внутренней разработки. Это первый в РФ случай, когда промышленная корпорация не просто пытается заработать на инсорсинговых ИТ-решениях, а строит для этого партнерскую экосистему - как независимые ИТ-вендоры.
Денис
Тельманов
© ComNews
06.07.2023

Первым продуктом, лицензии на который ООО "Русатом - Цифровые решения" (РЦР) намерен предложить через дистрибьюторов, станет система инженерного анализа и математического моделирования "Логос". Ее разработчиком стал Институт теоретической и математической физики (ИТМФ), который является частью ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (РФЯЦ-ВНИИЭФ). В свою очередь, ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ является подведомственным предприятием "Росатома".

РЦР планирует привлечь дистрибьюторов для продвижения продукта "Логос" не только в России, но и на зарубежных рынках. По информации компании, она уже заключила ряд рамочных соглашений с партнерами, правда, ни одного из будущих дистрибьюторов пока не называет (как и их целевого количества).

До сих пор РЦР был единственным дистрибьютором пакета программ "Логос". Новые дистрибьюторы будут ориентированы на продажу коммерческих и облачных лицензий (наряду с ними у РЦР существуют академические и тестовые лицензии, а также лицензии для выполнения гособоронзаказа и государственных нужд).

Коммерческие лицензии на программные продукты "Логос" состоят из препостпроцессора, модульной интеграционной платформы, решателей физических дисциплин и пакета вычислительных ядер. Количество рабочих мест определяется количеством препостпроцессоров. Система лицензирования программных продуктов "Логос" является модульной. В 2021 г. на официальном сайте "Логос" были указаны такие цены на различные модули: стоимость лицензии для пользования системой составляла от 200 тыс. руб. для стандартной версии программы до 950,8 тыс. руб. за версию "Логос Прочность". Кроме этого существует еще три версии продукта - "Логос Аэро-Гидро" (863,6 тыс. руб. в год в ценах 2021 г.), "Логос Тело" (664,8 тыс. руб.) и "Логос ПреПост" (388,4 тыс. руб.).

"Создание широкого канала дистрибуции для инженерного пакета "Логос" - логическое продолжение работы с этим цифровым продуктом. Несмотря на то что это ПО совсем недавно вышло на российский рынок, мы видим его большой потенциал и перспективы. Особенно важно, что разработчики "Логоса" внимательны к обратной связи от потребителей, адаптируют продукт под конкретные потребности заказчиков, постоянно обновляют программный пакет, расширяя его функционал и дополняя новыми модулями", - сообщил генеральный директор ООО "РЦР" Александр Вибе, который возглавил компанию 15 февраля 2022 г.

В октябре 2021 г. Дмитрий Фомичев, директор по математическому моделированию компании "Цифрум" (центра цифровых компетенций "Росатома"), сообщил, что хотя изначально "Логос" разработан и апробирован в атомной отрасли, впоследствии его адаптировали под специфику различных отраслей, включая авиа-, судо- и автомобилестроение, энергетику, ракетно-космическую промышленность, строительство".

"Целый ряд российских промышленных и научных организаций пользуются различными модулями "Логоса", но нам надо сократить путь, который проходит этот продукт от разработчика до предприятия, упростить его, сделать максимально гибким и прозрачным - удобным для производственников. Только так можно рассчитывать на ускорение импортозамещения ПО САЕ-класса в различных отраслях" - пояснил Александр Вибе логику создания дистрибьюторской сети.

Однако ряд опрошенных ComNews компаний и корпораций отметили, что либо не знакомы с цифровыми разработками "Росатома", либо не планируют использовать "Логос" как потребители решений. "Пока таких планов нет. "Логос" хорош, но нам для наших дел нужно более специализированное ПО", - сообщил ComNews представитель одной из российских энергетических компаний. В другом крупном холдинге отметили, что занимаются собственными разработками промышленного программного обеспечения, с которым планируют выходить на рынок самостоятельно. От официальных комментариев по поводу "Логоса" опрошенные компании воздержались.

Тенденция вывода на коммерческий рынок программных продуктов, которые корпорации изначально создали для внутренних целей, проявилась в России несколько лет назад. В частности, в феврале 2022 г. "Роснефть" вывела на внешний рынок первый такое продукт: симулятор гидроразрыва пласта "РН-ГРИД".

https://www.comnews.ru/content/204756/2020-02-27/2020-w09/rosneft-proda…

С тех пор количество цифровых продуктов от Корпоративного научно-проектного комплекса (КНПК) "Роснефти", доступных на открытом рынке, увеличилось: линейка наукоемкого программного обеспечения компании включает 16 продуктов для блока Upstream, 12 из которых уже доступны для приобретения.

Еще один крупный игрок на рынке промышленных цифровых решений - компания "Сибур" в 2021 г. представила программно-аппаратные комплексы дополненной реальности (AR) и промышленного интернета вещей (IIoT). Эти технологии разработаны для использования на предприятиях "Сибура", однако затем компания решила их коммерциализировать за счет продажи другим предприятиям.

Эксперты отмечают, что такой путь развития цифровых "дочек" характерен для многих российских промышленных корпораций, однако главная сложность - выстроить работающую систему продажи и обслуживания, чем отраслевые гиганты на таком уровне никогда не занимались.

"В России свыше 150 крупных компаний из разных отраслей экономики создали ИТ-"дочек", и все они занимаются разработкой программных продуктов для материнской структуры, - объяснил партнер ComNews Research Леонид Коник. - При этом некоторые такие "дочки" идут дальше и пытаются коммерциализировать разработки, предлагая их на открытом рынке. Но между намерением и результатом - дистанция огромного размера".

Леонид Коник подчеркнул, что корпорации и их ИТ-"дочки" не имеют команд пресейла и продаж, маркетинговых бюджетов на продвижение внутренних разработок, сетей дистрибуции и технической поддержки. Без этого всего кэптивным ИТ-компаниям удается в лучшем случае совершить единичные продажи - и те с опорой на административный ресурс материнской корпорации.

"Сложность в коммерциализации специализированных цифровых продуктов еще и в том, что внутренние разработки увязываются с корпоративными информационными системами, цифровыми платформами, технологическими и бизнес-процессами, - добавил Леонид Коник. - Но в другой корпорации эти системы, платформы и процессы, скорее всего, иные, и продажа по принципу коробочного продукта невозможна. А доработка - и последующая техподдержка - может оказаться даже дороже, чем разработка с нуля".

Новости из связанных рубрик