В российской транспортной отрасли большой дефицит водителей, средний возраст которых составляет 58 лет. У крупнейших перевозчиков простаивает до 5% парка. Только развитие беспилотного транспорта позволит хотя бы частично решить проблему дефицита кадров.
© ComNews
15.06.2023

На сессии "Поехали! Грузовые беспилотные перевозки: впервые на магистрали и комплексно", которая прошла в рамках ПМЭФ и была целиком посвящена началу коммерческого движения беспилотных автомобилей на трассе М11, одной из главных задач данного проекта его участники назвали формирование бизнес-модели беспилотных грузовых перевозок. "У нас во главе угла экономика беспилотной перевозки, которая в итоге должна стать лучше, чем экономика с водителем – зачем технологии, если они не дают экономического эффекта?", - заявила генеральный директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова, открывая сессию. Также, по ее оценке, большим плюсом проекта стало привлечение коммерческих заказчиков в лице розничных сетей X5 Group и "Магнит", а также логистического оператора ПЭК.

Заместитель директора ООО "ПЭК" Вадим Филатов назвал развитие беспилотных автоперевозок частичным решением дефицита кадров и старения персонала в сфере автоперевозок. По его словам, у крупнейших автоперевозчиков из-за недостатка водителей простаивает до 5% автопарка. По оценке генерального директора SberAutoTech Григория Форостовского, общее число грузовых автомобилей, которые простаивают в России из-за отсутствия водителей, составляет около 160 тысяч.

Также Вадим Филатов напомнил, что работу водителей ограничивает режим труда и отдыха: время, проводимое за рулем, ограничено 8 часами, тогда как беспилотный транспорт может работать как минимум 21 час в сутки, тем самым его эффективность многократно повышается. Также, по его мнению, беспилотные автомобили тратят меньше топлива.

Полина Давыдова обратила внимание на то, что бизнес-эффект в ходе проекта усилит использование автопоездов повышенной грузоподъемности: "У нас впервые применяется бизнес-модель с перецепкой полуприцепов с обычного магистрального тягача на беспилотный и обратно. Потому что наши перевозчики считают, что это может усилить экономический эффект, особенно при перевозках на тысячи километров, а именно таковы российские расстояния".

Вместе с тем, заочно полемизируя с лидером фракции "Справедливой России – За правду" в Госдуме Сергеем Мироновым, Вадим Филатов подчеркнул, что водителям пока беспокоиться не о чем. По его оценке, как минимум лет 10. Это связано как с масштабом проблемы дефицита кадров, так и с ограниченными масштабами экспериментов по внедрению беспилотного автотранспорта.

https://www.comnews.ru/content/226748/2023-06-14/2023-w24/bespilotnyy-t…

Ограниченные масштабы связаны, прежде всего, с тем, что количество современных дорог, как обратил внимание вице-премьер Андрей Белоусов, очень мало. А без масштабирования эксперимента, по его мнению, бизнес-модель проекта будет существовать только на бумаге. Пока значимость проекта, как подчеркнул вице-премьер, состоит в том, чтобы участники рынка поверили в саму возможность перевозить груз на беспилотном транспорте. По оценке Андрея Белоусова, дальнейшее расширение сети современных дорог более реально в восточном направлении, в сторону Казани и Екатеринбурга. Кроме того, требуется повышение уровня автономности самих автомобилей, для чего уже требуется сеть 5G. Такие эксперименты, как анонсировал Андрей Белоусов, возможны уже к 2025 г.

Не менее серьезным препятствием для развития беспилотного автотранспорта, по мнению участников сессии, являются пробелы в регулировании. Член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин анонсировал скорое внесение в Госдуму законопроекта, где будет регламентироваться целый ряд нерешенных вопросов, включая ответственность, страхование, порядок технического обслуживания, а также технические средства, которыми должны комплектовать беспилотные автомобили в обязательном порядке. Кроме того, Артем Шейкин обещал новые меры по поддержке разработки беспилотного транспорта всех видов, которые включают не только субсидирование их разработки, но и закупок, в частности, льготный лизинг.

"Такие масштабные эксперименты в очередной раз убеждают в том, что инициативы по регулированию беспилотных технологий никоим образом не мешают развитию гражданских проектов. Скорее наоборот — чем понятнее устроен сектор, тем проще в него зайти и развиваться", - заявил в официальном Telegram-канале председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Александр Хинштейн.

Новости из связанных рубрик