Кирилл
Поляков

сооснователь платформы Pragmacore и компании "Прагма" (резидент Сколково)
© ComNews
16.01.2023

Строительная сфера отстает от многих других отраслей по степени проникновения цифровых инструментов. При этом именно цифровизация может решить многие проблемы, стоящие перед отраслью, - в первую очередь сократить избыточные расходы. Кирилл Поляков, сооснователь платформы Pragmacore и компании "Прагма" (резидент Сколково), рассказывает, как обстоят дела с цифровизацией отрасли.

Строительные компании находятся на очень разном уровне по степени цифровизации - от тех, кто действительно понимает ценность таких инструментов, до тех, кто решил внедрять их исключительно из-за моды. Центральная проблема, с которой сталкиваются российские строительные компании, - высокие непроизводительные расходы. Они достигают от 7% до 30% от стоимости проекта. У этого есть несколько предпосылок: во-первых, устаревшие методы календарно-сетевого планирования и устаревшие нормативы производительности; во-вторых, низкое качество управления инвестиционно-строительной деятельностью (часто замечаем, что чем выше маржа от основного бизнеса, тем ниже качество управления ИСД); в-третьих, крайне низкая координация между участниками проекта; и наконец низкий уровень автоматизации и цифровизации.

В итоге 80% времени приходится искать информацию и только 20% остается на принятие решений. Это приводит к удлинению сроков работы, постоянному исправлению ошибок и доработкам, увеличению бюджета проекта.

В последнее время появились и дополнительные вызовы, стоящие перед отраслью - во-первых, рост цен. Цены довольно быстро росли еще в прошлом году: по подсчетам Росстата, стоимость строительных материалов в 2021 году увеличилась на 24%. В текущем году эта тенденция усилилась из-за введения санкций и ухода некоторых компаний. Во-вторых, дефицит рабочей силы. Эта проблема также появилась не в этом году: специалисты постоянно говорят о нехватке миллионов рабочих рук в строительной отрасли. Дефицит может усилиться в случае оттока мигрантов из России из-за ухудшения экономической ситуации. Из-за нехватки рабочей силы растет оплата труда, что приносит строительным компаниям дополнительные издержки. В-третьих, появилась необходимость импортозамещения. В условиях ухода с российского рынка некоторых западных компаний появляется потребность в замещении стройматериалов и инженерных систем. Здесь есть сложности: во многих случаях нужно перестраивать производство, некоторые российские компании производят системы по западным технологиям, а переориентация на импорт из Китая может быть долгой и дорогостоящей. Еще один новый вызов - сложный доступ к капиталу. Против многих российских банков введены санкции, что усложняет доступ к капиталу. Это делает получение инвестиций для строительства сложным и практически невозможным. Кроме того, в трудных экономических условиях спрос на недвижимость скорее всего упадет.

Что дает цифровизация

Прежде всего важно не путать цифровизацию и автоматизацию. Автоматизация - замена ручного труда на труд с использованием компьютеров и автоматики.

Цифровизация - это использование цифровых компьютерных технологий для перестройки бизнеса таким образом, что в нем все решения принимаются на основе данных. Поэтому нельзя цифровизировать какой-то отдельный участок, оставив все остальное неизменным.

Только при системной цифровизации всей компании или проекта можно достичь синергии каждого из участков на единой цифровой платформе. Тогда расклад меняется: лишь 20% времени уходит на поиск информации, остальные 80% - на принятие решений, что делает решения более качественными.

Цифровизация - не самоцель и не просто еще одна модная тема, а средство для решения конкретных задач. Внедрение цифровых сервисов позволяет решить три основные задачи: сделать строительство более дешевым, качественным и быстрым. В зависимости от величины проекта это позволяет сэкономить от 7% до 8,5% бюджета проекта.

Поэтому внедрение цифровых решений выгодно всем участникам ИСД: от бенефициаров проекта и строительных компаний до производителей материалов, надзорных органов и банков.

Вот что цифровизация может дать пользователям: достоверность, то есть чем больше независимых данных можно проанализировать, тем более достоверную информацию о выполненных работах можно получить. Контроль: план-факторный анализ дает четкую картину состояния проекта, позволяет контролировать сроки и затраты, а также выявлять несоответствие показателей, потенциальные риски и возможности. Уберизация: речь идет в первую очередь о создании своего рода маркетплейсов, которые напрямую связывали бы рабочих с заказчиками, а поставщиков оборудования и материалов - с генподрядчиком. Еще один вариант - сервисы, предоставляющие спецтехнику. Предиктивная аналитика: использование в этой сфере big data и искусственного интеллекта расширяет возможности анализа и прогнозирования в строительстве.

Готова ли отрасль к цифровизации?

Строительная отрасль по цифровизации сильно отстает от многих других сфер. Все строительные компании по готовности к внедрению цифровых решений можно разделить на семь категорий: крупные компании, которые считают, что у них и так уже все есть. У них, действительно, есть многие инструменты, например, Primavera и SAP, но нет единой системы, так что все данные в итоге выгружают для анализа в Excel. Средние компании, которые наоборот считают, что у них ничего нет. Они полагают, что цифровизация - удел крупных игроков. На самом деле у таких компаний часто тоже есть многие инструменты, так что они ближе к полноценной цифровизации, чем сами думают. Компании, которые слишком полагаются на BIM, то есть создание информационной модели. Такие компании переоценивают возможности этого инструмента, действительно полезного на многих этапах, но на стадии управления строительством нужны другие решения. Компании, которые стремятся к быстрой и резкой цифровизации. Они могут использовать одновременно Primavera, SAP, беспилотники, СКУД и другие инструменты. В итоге получается своего рода "цифровой винегрет". Еще одна категория - компании, которые хотят все делать сами. Очень часто они заходят в тупик, так как экспертизы не хватает, а менеджмент и сотрудники воспринимают такие инструменты как нечто насаждаемое сверху и просто не используют их. Компании, которые решают внедрять цифровые инструменты, потому что это модно. В этом случае внедрение также происходит хаотично и бессистемно.

К сожалению, не более 10% от всех заказчиков строительства и подрядных компаний в России понимают ценность цифровых инструментов и умеют с ними работать.

Игроки на рынке цифровых инструментов для строительства

В общей сложности на этом рынке представлено около 750 компаний и проектов. Однако не все они полезны для конечного пользователя в равной степени. У систем от крупных корпораций есть свои недостатки: часто приходится ломать существующую систему и переобучать людей, что не всегда эффективно и рационально. У решений от ИT-компаний зачастую бывает недостаточно экспертизы в строительном рынке, чтобы разработать действительно качественное и полезное решение. Лишь у немногих игроков есть действительно глубокое понимание потребностей отрасли вместе с большим потенциалом и инструментами для реализации.

Идеальная система для качественного управления стройкой выглядит так: на первом этапе есть исходные данные из BIM, ТЭО или других источников. Дальше идет расчет первоначальной цены. Затем - управление проектированием, комплектацией, выполнением работ с помощью цифровых сервисов и систем (беспилотники, лазеры, СКУДы и т.д.). Используются преимущества уберизации, журнал работ переводится в цифровой формат. На основе всего этого подсчитывается финансовая сторона проекта, все данные в виде big data передаются для предиктивной аналитики. На вершине всей системы - дашборд с визуализацией всего процесса, который позволяет в режиме реального времени получать информацию и принимать решения.

У цифровизации стройки в России большие перспективы и потенциал, а учитывая государственные меры поддержки, она может стать главной возможностью прорыва в строительной отрасли.