Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
04.04.2022

Спустя всего месяц с момента начала специальной операции на Украине, российская власть, похоже, активно взялась за поддержку отечественной телекоммуникационной отрасли. Только на минувшей неделе предпринят целый ряд шагов, призванных облегчить жизнь российским операторам связи. То, что помощь операторам начала обретать форму конкретных указов и рекомендаций, - положительная новость. Вместе с тем ряд государственных инициатив выглядят странно и вызывают вопросы.

В частности, ряд важных нововведений оглашен по итогам заседания ГКРЧ в начале минувшей недели. Были приняты решения, упрощающие запуск так называемых суперсетей - совместного использования объектов связи в труднодоступных и малонаселенных районах для оказания услуг абонентам всех операторов. Теперь операторы универсальных услуг связи обязаны предоставить другим сотовым компаниям доступ к инфраструктуре, построенной за счет средств Фонда универсального обслуживания. При этом упрощена процедура получения разрешения на использование радиочастот при их совместном использовании. Среди других решений, принятых на заседании ГКРЧ, - мораторий на обременения по покрытию LTE-сетями федеральных трасс и малых населенных пунктов.

Упрощение доступа операторов к инфраструктуре, построенной на средства Фонда универсального обслуживания, - это очень хорошо и своевременно. Однако недоумение вызывает то, что такая практика не была введена ранее. Напомним, что этот фонд наполняется за счет отчислений всех российских операторов, и вполне логично, что и доступ к созданной на эти средства инфраструктуре должны иметь все. Но решение по "суперсетям" принято только сейчас и, по сути, исправляет перекос, который существовал ранее.

Мораторий на обязательное покрытие LTE-сетями федеральных трасс и малых населенных пунктов - тоже хорошее нововведение, но и здесь есть нюансы. Безусловно, в столь сложные времена обременять операторов необходимостью покрывать связью автодороги и малые населенные пункты - очень жестоко. Но сложные времена, похоже, затянутся, а отсутствие сотового покрытия - это не погодное явление, то есть само не переменится. И здесь хотелось бы видеть баланс между желанием регулятора не перенапрягать операторов и стремлением решить стратегический вопрос с охватом мобильной связью территории страны.

Еще одним шагом навстречу от Минцифры стало то, что регулятор "посоветовал" сотовым операторам обеспечить "равномерную нагрузку на сети связи в целях обеспечения качества связи". А добиться такой равномерности, по мнению Минцифры, можно, не иначе как отказавшись от безлимитных сотовых тарифов, начиная с архивных. Министерство обратило внимание на тот факт, что в течение последних лет у мобильных операторов накопилась критическая масса архивных тарифов, в том числе и с безлимитным доступом к интернету. "Это создает неоправданно высокую нагрузку в местах, где абонентам доступно подключение к проводным сетям связи. Именно на устранение этого перекоса в использовании мобильных сетей связи направлены рекомендации. К тому же исключение архивных тарифов с неактуально низкой ценой на услуги связи позволит операторам сохранить текущие тарифы для всех абонентов", - сообщили в Минцифры.

Следует отметить, что в вопросе снижения нагрузки на сотовые сети и устранения неравномерности эксперты говорят и о других возможных вариантах. Например, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александр Сиволобов отметил, что выдача частот для LTE и снижение санитарных требований к электромагнитному излучению базовых станций - одни из самых очевидных и простых способов обеспечения равномерной нагрузки на сеть.

Но "большой четверке" рекомендация регулятора по ликвидации безлимита пришлась по душе: все ее участники синхронно одобрили рекомендацию и, засучив рукава, стали воплощать ее в жизнь.

Своего рода "вишенкой на торте" стала еще одна инициатива - прилетевшая в виде постановления правительства РФ. Оно разрешило операторам связи не хранить трафик общедоступных теле- и радиоканалов, а также стриминговых сервисов в рамках так называемого пакета Яровой. Кроме того, постановление продлевает еще на год разрешение операторам не увеличивать ежегодно объем мощностей для хранения трафика абонентов.

Ранее установленный порядок предусматривал, что с октября 2018 года интернет-провайдеры должны были в течение шести месяцев хранить все сообщения, отправленные и полученные пользователями с помощью различных сервисов, в том числе трафик просмотра общедоступных теле- и радиоканалов и аудиовизуальных сервисов.

Глядя на эту инициативу, немедленно вспоминается старая шутка: "А что, так можно было?". Этим постановлением правительство признало, что четыре года требовало от операторов тратить деньги, время и ресурсы на то, чтобы делать работу, которая никому не нужна: собирать и хранить ненужные данные.

Так или иначе, конкретные шаги, нацеленные на помощь телеком-отрасли, сделаны, и это не может не радовать. В конце концов, даже отмена принятых ранее бессмысленных правил и норм - уже шаг к тому, чтобы снизить нагрузку на отрасль.

Хочется, чтобы и в дальнейшем органы, от которых зависит снижение регуляторной нагрузки на отрасль, заранее задумывались, как не порождать неэффективные или вовсе не работающие нормы, правила и ограничения. Помощь отрасли может и должна реализовываться по принципу "работает хорошо - сделаем еще лучше".

В любой регуляторике важен сбалансированный подход. Стратегически перед российским государством стоит задача пересборки телеком-отрасли в новых реалиях и создание задела для ее дальнейшего развития в режиме максимально возможной самообеспеченности и отсутствия критической зависимости от кого-либо за границами страны. Жить по принципу "ввел санкции Запад - обрежем все, не приносящее доход, переждем - закупимся на Востоке" дальше не получится. Именно поэтому сбалансированность подхода очень важна, поскольку в стремлении решить сиюминутные проблемы отрасли важно не перегнуть палку, затормозив или прекратив инициативы, которые способны обеспечить стратегическое развитие отрасли в долгосрочной перспективе.