Наталья
Ильина
08.02.2022

Экосистемы могут обязать ввести "период охлаждения" в 14 дней: в течение этого времени клиент получит право отказаться от подписки, если еще не начал пользоваться услугами. Это одна из норм, выработанных по итогам совещаний участников рынка и регуляторов в АНО "Цифровая экономика".

Итоговый документ есть у "Известий". В Роспотребнадзоре полагают, что в зависимости от реализации норма может как улучшить, так и ухудшить положение потребителя. Впрочем, на рынке сложилась практика, когда пользователям предлагается подписка на первый месяц за символическую стоимость, благодаря чему он уже может без больших затрат принять решение о дальнейших автоплатежах, отметили эксперты.

Долговая подписка

В совещаниях по регулированию экосистем на площадке АНО "Цифровая экономика", проходивших начиная с мая 2021 года, принимали участие представители как регуляторов (в том числе Минэка, Минцифры, ЦБ, Роспотребнадзора), так и бизнес-сообщества — в частности, "Сбера", "Яндекса", Ozon, Wildberries, МТС. По итогам встреч был выработан перечень предлагаемых норм (есть у "Известий"). Его направили в Центр компетенций федпроекта "Нормативное регулирование цифровой среды", где идет работа над изменениями в законодательство по работе экосистем и маркетплейсов.

Отправку письма "Известиям" подтвердили в АНО "Цифровая экономика", а его получение — в Центре компетенций. В последнем подчеркнули, что предлагаемые нормы будут учтены при подготовке изменений в законодательство. В Минэке "Известиям" подтвердили, что результаты по итогам встреч в АНО "Цифровая экономика" подведены, напомнив, что именно ведомство было инициатором их организации.

Один из наиболее крупных блоков итогового перечня разработанных мер регулирования касается защиты прав потребителей. В частности, предлагается закрепить за клиентом право отказаться от подписки в течение 14 дней, в случае если он не начал пользоваться услугами, говорится в итоговом документе. Сейчас неважно, воспользовался потребитель цифровым сервисом в рамках подписки или нет, — он обязан заплатить за нее. "Период охлаждения" уже действует (например, на страховом рынке), и теперь предлагается распространить его на договор при оформлении подписок, пояснили в АНО "Цифровая экономика".

Кроме того, в документе предлагается обязать экосистемы и цифровые платформы сообщать клиенту об очередном списании денег, делить рассылки на рекламу и необходимые уведомления, а также включить самозанятых в перечень возможных заявителей на получение сертификата соответствия продукции. В Агентстве стратегических инициатив "Известиям" подтвердили востребованность проработки вопроса о доступе работающих на себя к продажам через маркетплейсы.

Выработанные меры также касаются защиты персональных данных пользователей, ограничения таргетированной рекламы, уточнения антимонопольного и налогового законодательства, защиты российских экосистем на зарубежных рынках.

Для оценки эффективности предложения, предусматривающего "период охлаждения", необходимо ознакомиться с деталями такого предложения, заявил "Известиям" замначальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский. Он подчеркнул: сегодня потребитель уже может отказаться от любой приобретенной услуги и вернуть денежные средства за вычетом понесенных исполнителем расходов на любом этапе сделки, никаких ограничивающих сроков у потребителя нет. Расходы при этом должны быть обоснованными, и очень часто они просто пропорциональны срокам пользования услугами.

Таким образом, предлагаемое нововведение может как улучшить (если отказ в течение 14 дней позволит вернуть всю сумму предоплаты), так и ухудшить положение потребителя (если ограничит его в уже установленных правах), резюмировал Андрей Пучковский. Он подчеркнул, что многие другие предложения по регулированию экосистем в целом соответствуют ожиданиям потребителей и будут поддержаны ведомством.

"Известия" также направили запросы в Минэк, ЦБ и Минцифры.

Вопрос реализации

Участие в совещаниях на платформе АНО "Цифровая экономика" "Известиям" подтвердили в Ростелекоме, ВТБ, Ozon, "ВСК Страховании" и "СКБ Контур". В "ВСК Страховании" считают, что наиболее важно — выработать меры, нацеленные на повышение прозрачности в подходах к работе с поставщиками, предоставляющими услуги в экосистемы.

— Уже сейчас большинство сервисов отменяют "нежелательную" подписку фактически по обращению клиента, поскольку это продиктовано конкурентной борьбой за его лояльность. Этот вопрос решает не государство, а рынок. Напротив, для случаев, когда подписки оформляются без ведома абонента, регулирование нужно, особенно когда поставщиков сервисов немного, — считает советник гендиректора "СКБ Контур" Максим Прохоров.

В финансовой сфере (как в страховании, так и кредитовании) уже действует "период охлаждения", и этим активно пользуются клиенты, знает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Впрочем, по его словам, в контексте экосистем эта мера может быть излишней: сейчас, как правило, пользователю предлагается тестовая недорогая подписка, которая позволяет ознакомиться с продуктом и понять, есть ли необходимость ее продления. Более острая проблема заключается в том, что пользователь может оформить подписку второпях, затем с него будут регулярно списываться деньги, а найти концы окажется проблематичным, отметил Алексей Войлуков.

Экосистемы включают в себя несколько "подпродуктов", и если клиент не пользовался возможностями, которые дает подписка, то он должен иметь право отменить ее с возвратом средств, считает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр "Парфенон" Павел Уткин. Тогда возможность отказа должна быть юридически закреплена, например, в пользовательском соглашении.

Новости из связанных рубрик