Точка зрения / сентябрь 2021
Обслуживание ИТ-инфраструктуры 3.0: упрощение простого, усложнение сложного

Юрий
Панченко

заместитель директора сервисного центра
"Инфосистемы Джет"
© ComNews
16.09.2021

За последние пять лет ИТ-ландшафты заметно меняются. Компании применяют решения open source, активно используют облачные технологии, массово переводят персонал на удаленные рабочие места, предпочитают приложения микросервисной архитектуры и контейнерные технологии. Все это тянет за собой изменение остальных компонентов ИТ-инфраструктуры — хранения данных, резервирования и так далее. О ключевых трендах в сопровождении ИТ-инфраструктур "нового времени" рассказывает Юрий Панченко, заместитель директора сервисного центра "Инфосистемы Джет".

Рабочее место сотрудника. Обслуживание по принципу Service Point

В начале 2020 года мы получили шквал схожих запросов от множества компаний: "Сделайте так, чтобы сотрудники могли работать дистанционно. И как можно быстрее". С этого момента рабочие места начали функционировать по принципу anytime anywhere и стали частью домашнего интерьера. Заметили, что ноутбуки все чаще воспринимается людьми как обычная бытовая техника?

Пока рабочие места находились в офисах, их обслуживание требовало подготовленных сотрудников, хотя и не самой высокой квалификации. Скоро ситуация изменится. Всевозможные функции настройки будут реализованы дистанционно, а ремонт и модернизация перейдут в категорию Point of Service — по аналогии с домашней электроникой. Как это выглядит? Человек работает там, где ему удобно, а за помощью квалифицированного специалиста приезжает на точку обслуживания вместе со своим устройством. Там он может увеличить объем памяти, перенастроить или изменить параметры ПК, заменить неисправные или устаревшие компоненты. А возможно даже перенастроить ноутбук на управление другой компанией, потому что сменил работу.

Рабочие места, где задействованы механизмы — например, на производстве, — будут автоматизироваться. Управляться они будут также удаленно. Это усложнит инфраструктуру промышленного оборудования и инфраструктуру его обслуживания (узлы доступа, беспроводное покрытие, системы автономной работы и т.п.). Требования к компетенциям инженеров обслуживания тоже увеличатся, а значит широко станет применяться сервисная схема обслуживания.

Аппаратная инфраструктура ЦОД. Ниже требования к SLA, выше — к широте знаний

Еще недавно под аппаратной инфраструктурой подразумевались большие, сложные машины — мейнфреймы, hi-end и mid-range серверы со множеством процессорных и интерфейсных плат. Сейчас мы видим активную миграцию на серверы на базе процессоров х86 или быстро набирающих популярность процессоров ARM. При этом инфраструктура попадает под единое облачное управление. Выход из строя аппаратного компонента уже не влечет за собой катастрофических последствий, как это было ранее. Вместе с тем в ИТ-инфраструктурах все чаще встречаются серверы разных производителей. Получается, что инженер эксплуатации должен обладать знаниями по широкой линейке оборудования, постоянно обновлять технический "кругозор". Держать таких инженеров у себя? Это дорого и не очень грамотно с точки зрения их загрузки. Поэтому многие наши клиенты покупают сервис даже на те компоненты инфраструктуры, которое раньше обслуживали самостоятельно.

Обслуживание массивов, коммутаторов SAN и систем резервного копирования остается задачей, требующей серьезной сервисной компетенции. Хотя тренд на упрощение здесь тоже прослеживается.

Open source и контейнеры. Глубокие знания большой линейки ПО

Контейнерные технологии в нашей ИТ-реальности появились относительно недавно. Но уже сегодня более 56% российских компаний из списка ТОП-500 их использует. А еще отдельный мощный тренд — проникновение open source в ИТ крупных компаний. У одного нашего клиента в ИТ-инфраструктуре мы насчитали 28 продуктов с открытым исходным кодом, и это не предел! На фоне активного использования контейнеров и СПО мы видим два явления. С одной стороны, компетенции DevOps-инженеров драматически выходит за рамки скиллов специалистов, имеющих дело с "классическим" набором продуктов ИТ-инфраструктуры. Требования к ним растут. С другой стороны, бизнес попадает в зависимость от этих специалистов и их уход создает серьезные риски для нормальной работы компании. Кадровый рынок не успевает за лавинообразным спросом на новые компетенции. И мы имеем дело с колоссальным дефицитом специалистов. Как крайность — ситуация, когда опытный DevOps-инженер отказался от предложения с зарплатой 700 тысяч рублей в месяц, потому что у него было предложение получше. Не каждая компания может позволить себе затраты такого порядка. Однако, если решать задачи эксплуатации на уровне аутсорсинга, не нужно держать у себя в штате классных и супердорогих специалистов, да еще и самостоятельно отвечать за внедрение новейших технических решений.

За двумя зайцами

Все изменения, которые происходят сегодня в ИТ-ландшафтах, — проникновение контейнеров и open source, облаков и пр. — у себя в компании мы назвали феноменом "Инфраструктура 3.0". Обслуживание ИТ в парадигме "Инфраструктуры 3.0" — медаль о двух сторонах. Перенос инфраструктурных функций на уровень системного ПО и применение контейнерных платформ создает новый вызов для бизнеса. В условиях, когда ИТ-инфраструктура так усложняется, компаниям крайне сложно угнаться за происходящими переменами. Те, кто это осознал, опираются на сервисных партнеров. Правда и партнер должен соответствовать "новому времени". Быть способным взять на себя ответственность за обслуживание "ИТ-инфраструктуры 3.0". А еще — стоять на передовой технологий, опережать запросы клиентов по всем направлениям, сегодня наращивая у себя компетенции, которые станут массовыми завтра.