Сергей
Шилов

президент Лиги Цифровой Экономики
и управляющий партнер AT Consulting
© ComNews
26.08.2021

О том, как за последние 20 лет изменилась сфера услуг в области информационных технологий, как пандемия изменила ИТ-отрасль, а также о прогнозах цифровизации в коммерческом и государственном ИТ-секторе корреспонденту ComNews рассказал президент Лиги Цифровой Экономики и управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов.

С момента основания вашего бизнеса прошло 20 лет. За это время огромное количество ИТ-компаний в России успели "выстрелить" и исчезнуть с рынка. В чем секрет долголетия вашей компании?

- Надо понимать, что за эти годы сфера ИТ в России в принципе изменилась до неузнаваемости. Лидерами рынка 20, да и 10 лет назад были компании, которые перепродавали с достаточно высокой наценкой чужое оборудование. Сейчас эти компании уходят. По большому счету, вся системная интеграция в ее первоначальном виде уже исчезла. Потому что сейчас все стали заниматься тем, чем мы начали заниматься еще 20 лет назад.

Мы с самого начала строили сервисную компанию, завязанную на ИТ-услугах. Всегда ориентировались не на сиюминутную прибыль, а на системную работу и выполнение сложных проектов трансформации бизнеса, которые требуют предметных знаний и, может быть, не всегда приносили много денег в период популярности западного ПО и "железа". Но такие проекты позволили нам создать себе репутацию на рынке и выстроить высококлассную команду единомышленников.

Как за 20 лет изменился расклад с точки зрения технологий и отраслевых направлений? Что продавали и внедряли тогда и что сейчас?

- В 2001 году было тяжело представить, что большие компании или государственные органы будут покупать заказную разработку, это было просто не принято. Наряду с "железом" было востребовано западное проприетарное ПО, а дальнейшая доработка этих систем и внедрение проводились отечественными или иностранными консультантами. Сейчас все изменилось: госсектор и госкорпорации покупают только российский продукт или разработку на заказ. Коммерческий сектор в рамках конкурентных закупок определяет, что ему будет интересно на том или ином участке проекта – вендорская система или отечественная заказная разработка.

Какие самые важные, "прорывные" проекты у вас были?

- Лига Цифровой Экономики делает огромное количество уникальных проектов каждый год. У всех наших руководителей и экспертов есть свои памятные моменты в карьере. Я могу назвать то, что повлияло лично на меня, на мой профессиональный рост и в чем я участвовал непосредственно. С точки зрения веры в себя самый важный проект – это внедрение в 2003 году CRM-системы Amdocs в "Билайне", сначала по всей России, а потом в дочерних компаниях оператора в странах СНГ. Этот проект был признан одним из лучших в мире по данному направлению. То, как мы сумели его сделать совместно с клиентом, придало мне и всей команде огромную уверенность в собственных силах. Также настоящей вехой для нас стало создание сервисов электронного правительства в 2010-2012 годах совместно с компанией "Ростелеком". Это был масштабный и знаковый проект для государства и граждан. Лично для меня участие в нем до сих пор является предметом большой гордости.

Что сегодня изменила пандемия в сфере ИТ – в части проектов, организации работы, рынка труда?

- Разумеется, пандемия очень сильно повысила спрос на ИТ-решения и цифровизацию. Все сферы профессиональной деятельности были вынуждены срочно переходить на работу в цифровом формате. Соответственно, вырос спрос и на ИТ-кадры – по всему миру и у нас тоже.

Работать удаленно – удобно. Для айтишников в этом нет ничего нового, так как многие проекты и раньше создавались распределенными командами, отчасти в дистанционном формате. Поэтому ИТ-компании и ИТ-специалисты быстро сориентировались и адаптировались. Я не верю в стопроцентную удаленку, в том смысле, что в бизнесе все-таки необходимо строить команду, а личное общение, химию между людьми невозможно полностью заменить на онлайн-взаимодействие. Так что будущее, на мой взгляд, за симбиозом удаленной и очной работы.

Повсеместное распространение удаленки и развитие цифровых сервисов, которые ее обеспечивают, безусловно изменили ландшафт на рынке труда. В нашей сфере мы и так испытывали дефицит кадров, а теперь она стала еще более конкурентной. Программисты в регионах сегодня могут спокойно работать на московские или даже зарубежные фирмы. Что ж, мир изменился, и с этим ничего не поделать. Мы конкурируем за лучших людей со всем миром.

Чего не хватает российским ИТ-компаниям для полноценного успеха и признания на западном рынке?

- В России есть компании, которые успешны на Западе, но это большая редкость. У меня был опыт работы в сфере ИТ в Европе, к тому же я учился в Штатах и могу рассказать о своих впечатлениях. В Европе все очень сильно завязано на локальные элиты, то есть маловероятно, что компания сможет развиваться, если в рядах ее акционеров нет представителей влиятельных местных кланов. С этим ничего сделать нельзя, рынок там давно уже поделен, и я бы не назвал его конкурентным. В США и Канаде чрезвычайно высокий барьер для входа на рынок, и если ты не являешься местной зарегистрированной компанией, то тебе будет очень сложно что-то предпринять. В Азии или Южной Америке ситуация попроще. Там российский бизнес в принципе ждут, есть своя специфика, но надо просто прикладывать определенные усилия, иметь деньги.

Если бы в России так же, как и в Индии, было много миллионов программистов, то мы бы могли найти возможность экспансии. У нас не хватает людей для реализации внутренних проектов в РФ, не говоря уже о внешних. Поэтому главное ограничение в том, что просто нет достаточного количества специалистов, так как очень активно развивается цифровизация и лучшие сотрудники заняты на местных проектах.

Лига Цифровой Экономики держит в уме западный рынок, у нас есть определенный опыт и наработки там. Сейчас мы сотрудничаем в Штутгарте с Daimler AG, в Англии с Tesco, были проекты в Австрии, Нидерландах, Италии, Индии, Бангладеш, Камбодже, Вьетнаме и даже на Ямайке. Так что это достаточно интересная тема – при наличии свободных ресурсов будем ее развивать.

Как будет развиваться в России цифровизация в коммерческом секторе. Есть ли отрасли, где уже все информатизировали и проектов будет меньше? И наоборот, те отрасли, которые только предстоит по-настоящему цифровизировать, – как и когда там преодолеть отставание?

- Цифровизация коммерческого сектора – это насыщенный и разнообразный рынок, который будет и дальше бурно развиваться все последующие десятилетия. Есть телеком, банки, ритейл, где уже невозможно вести конкурентную борьбу без продвинутых ИТ-решений. Даже если автоматизировать все бизнес-процессы, со временем они меняются, технологии устаревают, появляются новые процессы, новые требования и новые системы. Так что в этом смысле цифровизация – живой и бесконечный процесс. Менее продвинутые отрасли – это сфера образования, медицина, промышленность. Несмотря на активные попытки их информатизировать, там предстоит еще очень много работы. Но тем интереснее! Это огромный потенциал. Лига получает много заказов практически во всех индустриях и будет активно внедрять там лучшие цифровые решения.

Каков прогноз развития госайти? Как вы относитесь к перспективе создания единых федеральных государственных систем, которые заменят либо же будут дублировать местные решения, которые уже функционируют?

- Не секрет, что цифровизация позволяет лучше управлять и контролировать. Все большие и сильные государства, Россия в том числе, активно развивают информационные технологии. Соответственно, и дальше на эту сферу в стране будут выделяться значительные финансовые, организационные и кадровые ресурсы. У нас достаточно большие успехи среди крупных экономик мира, мы лидеры в этом направлении. Какие-то организации находятся на ранней стадии цифровизации. Другие более продвинуты, например, ФНС России уже много раз выдавали награды как самой лучшей и информатизированной налоговой службе мира.

Что касается укрупнения и централизации информационных ресурсов – идея неплохая. Другое дело, что какие-то вещи будет сложно реализовать, поскольку Россия является очень большой страной. Заместить все локальные сервисы невозможно, так что будет некое дополнение одного другим. Взять, например, "Безопасный город": идея сделать "везде как в Москве" – очень дорогая. У каждого субъекта своя специфика и свой бюджет.

Какие инновации и решения вы готовите на будущее? Какие продукты планируете запустить?

- Основной продукт Лиги Цифровой Экономики – это разработка на заказ. Совместно с нашими заказчиками, которых около 200 в России и в мире, мы определяем стратегические направления и инновации. У нас достаточное количество компетенций и ресурсов для решения самых амбициозных задач в сфере ИТ.

Есть ряд коробочных продуктов, например, в области BI и Big Data. Мы достаточно успешно развиваем то, что называется software as a service, есть своя облачная платформа, которую мы активно продаем. Автоматизируем ЦОДы, внедряем у наших клиентов сложные продукты по принципу SaaS. Будем продолжать работу по самым популярным сейчас направлениям – искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность и т. д.