Новости / июль 2021
Удаленка - как сгущенка: на вкус сладко, но не всем гладко

Более 70% сотрудников компаний готовы работать удаленно. В сфере ИT и консалтинговых компаний - более 80%. Доля сотрудников, уволившихся из-за отсутствия удаленной или частично удаленной работы, пока составляет 2%, но она будет расти.
© ComNews
30.07.2021

Такие выводы сделали специалисты рекрутинговой компании Antal в исследовании рынка труда в России в 2021 г. В ходе исследования опрошено 4535 топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и специалистов. 96% участников - граждане России. 76% респондентов проживают в Москве и Московской области, 8% - в Петербурге и Ленинградской области.

По данным исследования, за последний год выросло количество опрошенных, которые были сокращены. Также возрос процент респондентов, которые уволены по причине банкротства компании. Наиболее популярные причины ухода из компании, по результатам исследования: отсутствие перспектив и возможности карьерного роста (36%); не устраивал уровень зарплаты (28%); стало "скучно", неинтересны задачи (28%), стресс на работе (19%). Всего 2% ушли с предыдущего места работы из-за отсутствия удаленки.

Операционный менеджер Antal Russia Анастасия Ковалева рассказала ComNews, что более 70% сотрудников компании готовы работать удаленно, в сфере ИT и консалтинговых компаний - более 80%. "В ходе работы над вакансиями своих клиентов мы уже сталкиваемся с отказами кандидатов от релевантных проектов в связи с неготовностью выхода в офис. Процент сотрудников, уволившихся из-за отсутствия удаленной или частично удаленной работы, будет расти, - считает она. - Безусловно, разрыв между теми, кто хотел бы удаленную работу и кто уже уволился, будет большим, так как необходимо оценивать, что у многих есть свои семейные обязательств и не каждый готов уходить в никуда. Мы по своей ментальности перед тем, как принять такое важное решение, стараемся найти альтернативу. Правда, данный комментарий не относится к поколению Z, они свободнее в своем выборе и скорости принятия решения".

Опрос показал, что, по сравнению с прошлым годом, меньшее количество респондентов ищут или планируют искать работу. Но почти половина опрошенных (48%) готовы рассмотреть новое предложение о работе. Этот показатель за 2021 г. вырос на 10%. По результатам опроса, 70% респондентов имеют опыт прохождения онлайн-интервью за последние пять лет, 30% никогда не проходили собеседование онлайн.

Для 67% опрошенных важно, чтобы у них была возможность работать из дома. При этом для женщин такая опция оказалась более нужной: 75% женщин хотят иметь возможность работать удаленно. Для мужчин эта доля равна 60%. Респондентам из пяти следующих дисциплин наиболее важно работать из дома: ИТ, разработка ПО; маркетинг, PR и Digital; юриспруденция и комплаенс; управление персоналом/обучение и развитие; управление цепями поставок/закупки. Две трети респондентов предпочитают гибридный формат работы. В то же время 24% сейчас работают пять дней в офисе. Полностью удаленно мечтают работать 8% опрошенных.

В 2021 г. количество людей, которым повысили зарплату, возросло по сравнению с 2020 г. с 41% до 47%. При этом уменьшился процент тех, у кого доход снизился и не изменился. При этом в 2021 г. у 27% респондентов прирост зарплаты составил 4-6%. На 7-12% заработная плата увеличилась еще у 26%. Незначительная прибавка (1-3%) была у 12% опрошенных. На 13-20% увеличилась зарплата у 16% участников опроса. И только у 7% респондентов зарплата выросла на 41% и более.

Прошлый год был непростым, но даже несмотря на локдауны, более чем у половины респондентов (54%) в 2020 г. не произошло изменений в карьере. Опрошенные старше 50 лет чаще других отмечали, что в их карьере не было изменений (67%). Каждый пятый участник опроса в возрасте 21-30 лет получил повышение.

Респонденты оптимистично смотрят в будущее: 70% уверены, что следующий год будет еще лучше для их карьеры, а 26% не ожидают никаких изменений. Только 4% полагают, что 2022 г. будет хуже предыдущего.

Директор по развитию "Авито Работа" Дмитрий Пучков отметил, что даже производства, где раньше и представить не могли, что можно работать дистанционно, смогли перевести часть персонала на удаленку - например, тех людей, кому не нужно стоять в цехе у станка. "Когда стало понятно, что разгоняется третья волна коронавируса, все уже гораздо спокойнее восприняли необходимость продолжать работать в удаленном или гибридном режиме. Так что формат home office - это один из главных трендов второго пандемийного года. Учитывая высокие показатели заболеваемости, до возвращения в офисы пока далеко, так что интерес к дистанционной работе сохранится и у соискателей, и у работодателей. По данным "Авито Работы", с начала года самый заметный интерес к вакансиям с удаленным форматом отмечался в феврале, причем по сравнению с январем работодатели разместили в полтора раза больше подобных предложений (52%), и активность соискателей увеличилась примерно на столько же (45%), - комментирует Дмитрий Пучков. - Отсутствие возможности работать удаленно или в гибридном формате для кого-то действительно может стать достаточной причиной для увольнения. Все же экономия времени на дорогу до работы и обратно, снижение затрат на обеды и шанс больше и дольше быть в кругу семьи - это важные аргументы. Однако если дома невозможно организовать нормальное рабочее место из-за тесноты квартиры, перебоев с интернетом или по каким-то другим причинам, то человек наверняка ждет быстрейшего возвращения в офис".

Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании Step Logic Ирина Гришина уверена, что мировая тенденция идет к тому, что процент желающих работать в удаленном режиме будет увеличиваться. "Однако в этом вопросе нужно принимать во внимание не только желание кандидатов, но и возможности компаний, существующие в них бизнес-процессы. Хорошей альтернативой в данном случае может быть частичная удаленка, когда сотрудник работает из дома 2-3 дня в неделю. На сегодняшний день в Step Logic на постоянной основе в удаленном режиме работают 20% сотрудников, а в офисе на пятидневке - 10%, самым же распространенным типом является как раз гибридный формат (офис/ дом), которого придерживается 70% наших коллег, - рассказывает Ирина Гришина. - Думаю, что разрыв между желающими работать удаленно и реально уволившимися обусловлен тем, что, помимо возможности удаленной работы, сотрудникам не менее важны хорошие рабочие отношения, интересные проекты и задачи. Также надо понимать: несмотря на то что на удаленке хочет работать большинство, рынок пока не готов предоставить такие условия для всех профессий. Для таких специалистов есть только два выхода - ждать, когда их профессия будет переведена в удаленный формат, или переквалифицироваться в новую. Однако оба эти варианта занимают много времени".

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал согласен: вряд ли сотрудники российских компаний начнут массово увольняться из-за отсутствия возможностей для удаленной работы (максимум 5-7%), скорее они изначально будут искать компании, где есть условия для дистанционки. "Если человека будет устраивать коллектив, условия труда и заработная плата, он не уволится, чтобы искать дистанционную занятость", - прокомментировал Павел Сигал.

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман отметил, что автоматизация производственных процессов и возможность проведения конференций в Zoom сделали удаленное рабочее место практически полноценным. "Тем не менее командная работа, брейнштормы, личное общение из корпоративной среды никуда не ушли. Офисная работа, когда есть возможность личной коммуникации, во многом является более продуктивной, поэтому люди, которые нацелены на карьерный рост и имеют амбиции по росту зарплаты, будут нацелены на возобновление офисной деятельности. Те же, для кого важны комфорт и личная свобода, будут предпочитать удаленный формат и дистанционное общение с руководством и коллегами", - подвел итог Марк Шерман.

Новости из связанных рубрик