Ан­на
Сап­ры­кина

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
19.07.2021

С понедельника, 19 июля, в столичном регионе отменяется система QR-кодов, которые были необходимы для посещения заведений общественного питания. Даже не углубляясь в вопрос о причинах отмены системы, просуществовавшей на этот раз три недели, любопытно отметить, как всего за год изменилось отношение граждан к ситуации ограничения передвижения и цифрового контроля от "совершенно неприемлемо" до "хайпово".

Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала "Россия 24", с понедельника, 19 июля, в столичном регионе отменяется система QR-кодов. По заявлению градоначальника, система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена в связи с тем, что большая часть московских компаний сумели вакцинировать 60% сотрудников. Всего же, сообщил в обращении Сергей Собянин, за последний месяц более двух миллионов человек сделали прививку от COVID-19. По его словам, другой причиной отмены системы QR-кодов является стремление поддержать ресторанный бизнес столицы, и без того понесший большие убытки.

Все указанные причины, однако, не кажутся достаточно убедительными, если обратить внимание на то, что 16 июля в России в очередной раз установлен рекорд по смертности от COVID-19: за сутки умерло 799 человек. Число зараженных за сутки по стране составило 25,7 тыс. человек, в том числе в Москве 5382 заболевших. Что же касается ресторанного бизнеса, то, как нетрудно было заметить, большинство заведений общественного питания просто выставили на тротуары столы и стулья, и импровизированная терраса позволила избежать суровых ограничений.

Отмену системы QR-кодов, просуществовавшей на этот раз три недели, не объясняет и тот факт, что большая часть московских компаний сумели вакцинировать 60% сотрудников, потому как рычаг воздействия на компании и, соответственно, на их сотрудников был не QR-код, а система административного давления от пряника (денежные компенсации и дополнительный выходной день) до кнута (угроза отстранения сотрудника от работы без сохранения заработной платы). Кроме того, цифра в 60% выглядит оптимистично потому, что процедура проведения прививки стоит из двух этапов, причем второй делается через три недели после первого, и маловероятно, что все 60% сотрудников сделали прививки в первый день объявления о системе QR-кодов.

Таким образом, заявления власти о достижении поставленных целей и о том, что QR-коды сделали свое дело, выглядят по меньшей мере сомнительными. Однако если были и иные (не заявляемые напрямую) цели столь стремительного введения QR-кодов, то некоторые события, произошедшие за эти три недели, позволяют предположить, что этих самых не декларируемых в открытую целей добиться удалось.

Еще до радостной и несколько неожиданной новости об отмене системы QR-кодов Delivery Club совместно с командой бренда Everink Tattoo запустили коммерческий проект по нанесению на тело временных тату с QR-кодом. Проект почти сразу получил несколько сотен заявок на производство таких тату. Многие эксперты тогда сошлись во мнении, что, с одной стороны, такой проект - "отличный способ внести немного позитива в ситуацию с ограничениями", а с другой - хорошая идея развития компании, для которой временные тату - профильный вид деятельности. Кроме того, почти все специалисты предсказывали рост актуальности таким татуировкам.

Еще один показательный момент. Если в случае с заведениями общепита наличие QR-кодов для посещения было обязательным, то в случае с организациями, относящимися к сфере культуры (в частности, музеи, заповедники и т.д.), было принято решение, что они сами вправе решать, вводить им систему QR-кодов для посетителей или нет. Как подсчитало издание "Известия", 40% музеев объявили по собственному почину о готовности введения системы QR-кодов.

Эти истории показывают нам, как сильно за один год (с весны 2020 года) изменилось в обществе отношение к QR-кодам. За довольно короткий период мы смогли на своем опыте увидеть, как работает принцип "окон Овертона", когда на наших глазах рамка от недопустимого сместилась к вполне приемлемому и даже обязательному.

Когда QR-коды ввели в столице впервые, сделав их наличие обязательным для передвижения по Москве, полиция останавливала на дорогах автомобилистов, были большие очереди в метро и прочее. Но самое главное - эти меры сопровождались огромной волной негатива со стороны общества. Ситуация казалась всем ужасной. Прошел всего год с того момента, но теперь QR-коды воспринимаются совсем по-другому. Если в первый раз было сильное возмущение и неприятие обществом того, что насаждается контроль, ограничивается свобода передвижения, то сейчас все это стало вполне приемлемо вплоть до той степени, когда одна категория граждан придумала, как можно на этой системе контроля и ограничений заработать, создав продукт для продажи, а другая категория граждан готова этот продукт приобретать, смирившись с тем, что без него уже нельзя.

Эта история любопытна еще и потому, что согласно так называемому "синдрому утенка", то, с чем мы сталкиваемся в юности, позднее кажется нам наиболее правильным и вызывает зачастую позитивные эмоции. И возможно, что те молодые люди, которым посчастливилось сейчас получить жизненный опыт, связанный с системой QR-кодов, запечатлеют эти события в памяти и в будущем как минимум не будут видеть ничего особенного в том, что такие меры предпринимаются уже на постоянной основе, а возможно, и с бóльшим энтузиазмом отнесутся, например, к предложению о чипировании.

Так или иначе, есть стойкое ощущение, что стремительные введения и отмены режима QR-кодов нам еще предстоят. И в следующий раз, когда введут QR-коды (например, после того, как с курортов Турции и иных стран массово вернутся туристы, привозя с собой новые штаммы коронавируса), рынок будет готов коммерциализировать ограничения и предложить с десяток новых сервисов, связанных с QR-кодами, а общество уже будет по-другому относиться к QR-кодам как к явлению. Ну а то, что на этот раз режим QR-кодов продержался всего три недели, можно, например, объяснить еще и грамотно проводимой политикой со стороны власти. Ведь инъекции цифровой покорности нужно вводить понемногу.