Прошел год с момента введения ограничений, связанных с пандемией. За это время изменились бизнес-процессы в компаниях, а также значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в бизнес-процессах. Игроки рынка отмечают, что пандемия задала определенные тренды, как, например, выросшая популярность облачных технологий.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
12.05.2021

Как отмечает директор по развитию информационных систем ПАО "Ростелеком" Дарий Халитов, за последние несколько лет тренды в сфере ИКТ внутри компании сильно не поменялись. "Пандемия только скорректировала распределение инвестиций в сторону определенных технологий. Основные направления развития связаны с цифровизацией сложившихся бизнес-процессов во всех отраслях с применением таких технологий, как AI, RPA, Blockchain, Big Data. Здесь пандемия, пожалуй, просто усилила и многократно ускорила эти тренды: максимальный вывод бизнес-процессов в режим удаленного выполнения задач бизнеса, развитие каналов самообслуживания в виде мобильных приложений.

Очевидно, что сформированная обществом модель развития ведет к уменьшению доли ручного труда во всех сферах жизни и деятельности. Не нужно быть футурологом, чтобы сказать, что уже в этом веке мы перешагнем рубеж, когда большая часть ручного труда будет автоматизирована, а человечество продолжит обеспечение и сопровождение данных высокотехнологических процессов", - подчеркивает Дарий Халитов.

"В сегменте клиентов - физических лиц возрос спрос на цифровые услуги компании. Лидером по посещаемости является цифровой видеосервис Wink. Естественно, увеличился спрос на услуги доступа в интернет и телефонии для физических лиц. С момента начала пандемии мы как компания предоставляем возможность использования интернета при отрицательном балансе до 30 дней, в целом увеличили скорость доступа в интернет абонентов в регионах, реализовали функции бесплатного доступа к социально значимым ресурсам при отрицательном балансе "Социальный интернет". В сегменте клиентов - юридических лиц увеличился спрос на облачные услуги, услуги по предоставлению сервисов видеоконференцсвязи (ВКС), а также услуги в сфере обеспечения информационной безопасности. Мы также продолжаем выполнять социально значимые проекты, по которым заказчиком является наше государство", - отмечает Дарий Халитов.

"За много лет до пандемии в "Ростелекоме" был взят курс на цифровую трансформацию бизнеса. Что это означает? Фактически это фокус компании, ориентированный на построение экосистемы для бизнеса, в которой ключевую роль играет использование ИКТ. В нашей стратегии ИТ развитие цифровых продуктов является основным драйвером роста выручки, то же касается и увеличения доли выручки с использованием цифровых решений. С ростом цифровизации бизнеса растет и экспертиза компании в сфере ИКТ. В настоящее время мы активно развиваем продукты собственной разработки, в том числе на базе систем с открытым исходным кодом. В дальнейшем мы планируем минимизировать использование проприетарных решений и увеличивать долю решений собственной разработки в портфеле ИТ-решений компании. Здесь мы исходим из цели, закрепленной в ИТ-стратегии", - подчеркивает Дарий Халитов.

"Здесь стоит отметить, что в первые месяцы пандемии очень сложно было оценивать ее масштабы и дальнейшее поведение рынка, ситуация менялась фактически каждый день. В этой парадигме ИТ-подразделению компании выпала важная роль по решению задачи обеспечения бесперебойной работы технологических процессов компании - процессы бизнеса, производственные конвейеры, поставка продукции, разработка, администрирование и т.п. - без ущерба для здоровья наших сотрудников. В итоге по всему миру возрос спрос на ИТ-компоненты, обеспечивающие удаленную работу, информационную безопасность. Например, в разы увеличилась стоимость акций таких разработчиков, как Zoom Video Communications Inc., это же произошло с российским рынком, но с фокусом на импортозамещенный софт в силу санкционных рисков и вопросов национальной безопасности", - отмечает Дарий Халитов.

Он подчеркивает, что реальный импульс получили многие российские решения, необходимые в режиме удаленной работы - например решения в области видеоконференций "Труконф", "Ива" или "Вебинар". Российский ИТ-рынок разработки стал более распределенным, пандемия ускорила процессы формирования удаленных кросс-функциональных команд, работающих над программным решением из разных регионов.

С учетом эпидемиологической ситуации многие компании постепенно возвращаются в офисы. Новой моделью становится гибридная форма работы. В этой ситуации роль ИКТ в построении процессов удаленной работы является ключевой.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" отметили, что пандемия стала драйвером развития и внедрения интеграционных решений, которые позволяют выстроить экосистему для эффективной работы компаний в удаленном формате. Среди наиболее востребованных бизнесом продуктов - решения в области кибербезопасности, облачные услуги, платформы для проведения видеоконференций и вебинаров, растет потребность в аналитике дата-сервисов, умных голосовых помощниках.

"Также мы видим заинтересованность в решениях на базе технологий дополненной реальности и инструментах совместной виртуальной работы сотрудников, для применения которых необходима высококачественная цифровая среда. Благодаря развитой инфраструктуре связи и ИT "МегаФон" был готов к работе в условиях пандемии, она позволила оперативно перестроить бизнес-процессы для работы в удаленных распределенных командах", - сообщили в пресс-службе "МегаФона".

Коммерческий директор Московского региона ПАО "ВымпелКом" Алексей Ли отмечает, что 2020 г. внес определенные коррективы в российский рынок ИКТ. "В минувшем году многие компании столкнулись с необходимостью принимать решения и перестраиваться в кратчайшие сроки. Экстренный переход на удаленку значительной части сотрудников оказался задачей, подвластной далеко не всем. Ведь это требовало наличия не только технологий, но и технических возможностей, таких как обеспеченность сотрудников компьютерами, стабильным интернетом, дополнительной оргтехникой в домашних условиях и т.д. На российском рынке сейчас достаточно подобных решений, в том числе и в нашем продуктовом портфеле. Современные облачные технологии позволяют потреблять именно столько информационных ресурсов, сколько нужно в данный момент под конкретную загрузку, поэтому затратами можно управлять гибко", - подчеркивает Алексей Ли.

По его словам, ключевыми стали инструменты для обеспечения удаленного доступа к виртуальному рабочему месту в облаке (VDI, BeeCloud), виртуальные и облачные АТС с речевой аналитикой, профессиональные мессенджеры с совместной работой с документами для команд, формирующие высокий уровень интерактивных коммуникаций между сотрудниками, средства мониторинга и управления мобильными сотрудниками, специальные средства контроля информационной безопасности компании при удаленном доступе.

"Уже не первый год мы подчеркиваем важность внедрения цифровых технологий во многие сферы бизнеса и жизни: удаленная работа, дистанционное образование, телемедицина. Эти решения во многом помогли бизнесу встретить всеобщий локдаун подготовленным, а также продолжить его развитие уже в новых рыночных реалиях, где скорость, тотальный онлайн, безопасность и быстрая масштабируемость приобретают все большую значимость", - подчеркивает Алексей Ли.

Директор по маркетингу компании "Т1 Интеграция" Максим Гарусев считает, что за время пандемии чего-то революционного в применении ИКТ не произошло, просто наблюдается большее понимание у заказчиков ценности ИКТ-решений, которые обеспечивают гибкость работы компаний в условиях территориально распределенных сотрудников, круглосуточного формата работы, постоянного роста мобильности сотрудников.

"Если раньше можно было обслуживать бизнес-процессы с помощью найма людей, то сейчас заказчикам становится понятно, что лучше инвестировать в автоматизацию, чтобы принципиально не увеличивать задействованный персонал. В целом заметно повысились требования к надежности ИТ-решений, и если раньше у ряда компаний ИТ решало задачи оптимизации, повышения эффективности труда, то в новых условиях информационные технологии стали условием выживания бизнесов. Если раньше отказ в доступе к корпоративной учетной системе, бухгалтерской системе, системе учета персонала был просто неприятностью, то в условиях локдауна это уже полноценная остановка работы предприятия", - отмечает Максим Гарусев.

Он подчеркивает, что однозначно виден рост спроса на виртуализацию, VDI, облачные решения, решения по поддержке режима удаленного доступа. Это заметные тренды, как в реализованных контрактах, так и просто в количестве запросов на пресейл, на выдачу коммерческих предложений.

"Во многих отраслях наблюдаются кризисные явления или стагнация - в транспорте, туризме, секторе обслуживания. Вслед за сокращением доходов граждан сократились объемы во вторичных отраслях экономики, в строительстве, в машиностроении, в частности сократились продажи автомобилей. В этих условиях возрастающий спрос на ИКТ-решения игроки ИТ-индустрии должны удовлетворять за счет более экономичных решений, гибких финансовых условий по сделкам, с привлечением новых форм финансирования, лизинга оборудования, рассрочек и т.д. Все уже осознали, что сроки окончания пандемии пока никем не могут быть оценены, поэтому тренды, которые мы озвучили, будут усиливаться. Очевидно, что через некоторое время у нас почти не останется бизнесов, которые бы не умели работать мобильно, используя облака и удаленный доступ", - отмечает Максим Гарусев.

"Пандемийный год" действительно повлиял на ИТ-стратегию многих компаний, но не всегда однозначно. Ряд компаний отложили наиболее комплексные и сложные проекты. В то же время другая часть рынка активизировала процессы цифровой трансформации, в частности автоматизацию бизнес-процессов, причем тех, которые ранее даже не рассматривались. Мы не наблюдаем отраслевой или региональной привязки в этом вопросе, скорее, каждая компания решает индивидуально. Интеграция "цифры" все так же активно идет в банках, телекоме, ретейле. Со своей стороны, мы видим несколько тенденций на рынке: наиболее востребованы управление проектами и CRM, а также автоматизация уникальных, специфических для каждой отрасли или компании бизнес-процессов. Еще один тренд - снижение темпов найма новых сотрудников за счет делегирования части функционала ИТ-системам и программным роботам. В 2021 г. мы прогнозируем еще больше внимания автоматизации уникальных процессов, однако, по нашим наблюдениям, для этого не подходят готовые "коробочные" решения. Кроме того, будет уделяться повышенное внимание информационной безопасности и отказоустойчивости систем, так как их функционирование становится критическим для бизнеса", - подчеркивает руководитель направления "Анализ и автоматизация бизнес-процессов" ИТ-компании "Крок" Елена Габдуллина.

"На мой взгляд наиболее интересное изменение - резко выросло количество совещаний, проводимых онлайн, через Microsoft Teams, вместо совещаний в переговорных комнатах. Переход сотрудников на гибридную модель работы привел к тому, что теперь практически всегда можно найти пустующие переговорки, тогда как раньше нужно было бронировать заранее", - отмечает руководитель департамента сервисов и технической поддержки ГК Softline Дмитрий Исаев.

Виртуализация рабочих мест и виртуализация серверных мощностей пользовались в 2020 г. существенным спросом, и, как считает Дмитрий Исаев, эта тенденция продолжится. Смягчение ограничительных мер во второй половине года привело к проектам по строительству новых ЦОДов для заказчиков, так как переход на технологии виртуализации потребовал обновления вычислительных мощностей компаний.

"Как следствие резкого роста популярности удаленной работы критически важными становятся вопросы обеспечения информационной безопасности, так как сотрудники могут работать через незащищенные каналы связи вне офиса либо использовать свое личное оборудование для рабочих целей с неизвестным уровнем защиты от киберугроз. В этой связи службы безопасности компаний будут становиться все более и более технологичными, включая передачу наиболее сложных функций на аутсорсинг провайдерам таких услуг, как, например, Security Operational Center (SOC)", - отмечает Дмитрий Исаев.

"Пандемия привела к резкому росту спроса на доставку товаров на дом, вместо покупки товаров в супермаркете. В этой связи к роли мерчендайзеров, правильно расставляющих товары на полках, добавилась таргетированная реклама в интернете, торговые онлайн-площадки и резко возросла роль отзывов на товары, так как покупатели предпочитают покупать товары с высоким позитивным рейтингом. Онлайн-площадки стали внедрять принципы геймификации для поощрения отзывов. Мы ожидаем в дальнейшем все более и более серьезного давления со стороны e-commerce на традиционные офлайн-продажи", - подчеркивает Дмитрий Исаев.

"Рексофт" занимается направлением цифрового консалтинга с 2014 г., но раньше такими услугами интересовались только отдельные очень крупные клиенты, а в 2020 г. направление "выстрелило" - платить за цифровой консалтинг готовы даже средние компании, начавшие свою трансформацию. Важным признаком серьезности их намерений можно считать обстоятельство, что цифровой трансформацией компаний сейчас стали руководить их первые лица и собственники, а не руководители ИТ-подразделений, как было до сих пор", - отмечает исполнительный директор ИТ-компании "Рексофт" Евгений Минеев.

"Цифровая трансформация - это прежде всего возможность существенно изменить саму парадигму деятельности предприятия, его ключевые бизнес-процессы. Сейчас ИТ становятся критически важной частью бизнеса, что подразумевает серьезные изменения. В частности, важной частью деятельности компаний становится постоянный запуск внутренних стартапов, которые встраиваются в бизнес-процессы и приносят прибыль. А это означает другой аппетит к риску внутри компании, иные процессы управления сотрудниками и т.д. То есть в первую очередь меняется корпоративная культура.

Такую трансформацию очень непросто реализовать изнутри, собственными силами. Во многих случаях это проще сделать при участии ИТ-партнера, который выступает неким катализатором, драйвером, помогающим организации обрести новое видение способов ведения деятельности. А дальше уже вопрос полностью переходит в зону ответственности менеджмента компании: поддерживать новые процессы, анализировать результаты, меняться дальше. То есть потребность в таких цифровых консультантах временна. И как только новые бизнес-процессы и платформы запущены, необходимость в них отпадает.

Многим своим клиентам "Рексофт" помогает сформулировать концепцию цифровизации компании, а также участвует в ее реализации. Отраслевыми аспектами в таких проектах занимаются специалисты заказчика, а "Рексофт" - их технологическим воплощением. Такая кросс-функциональная команда может быть очень эффективной. Лидируют в консалтинговом запросе финансовые организации, затем идут компании, работающие в сфере e-commerce. Также активны компании, оказывающие логистические услуги", - отмечает Евгений Минеев.

"Мы работаем в распределенной структуре, у компании несколько филиалов, соответственно общение удаленных друг от друга команд организовано с помощью учетных систем. Помимо пандемии на нас значительно повлиял активный рост компании в прошлом году, что повлекло за собой улучшение этих систем. Например, мы активно переходим на удаленные рабочие столы в формате единого рабочего пространства, чтобы сотрудники могли комфортно работать как из офиса, так и из дома. Также, в связи с тем что сотрудники работают удаленно большую часть времени, мы вводим элементы геймификации, создаем платформу, которая позволяла бы наладить коммуникации между проектными командами. Если говорить о работе с заказчиками, то мы существенно расширили функции электронного документооборота, развернули защищенный обмен документами с нашими клиентами. Удаленная работа потребовала дополнительные мощности для организации сред разработки и тестирования создаваемого для наших клиентов ПО, а также для внутренних процессов компании. Такой рост инфраструктуры удалось поддержать с помощью облачных технологий и дополнительных ЦОДов", - отмечает руководитель департамента развития бизнеса компании "Неофлекс" Антон Спаринапти.

"Многие сервисы, услуги и решения уже были востребованы заказчиками до пандемии, которая придала дополнительное ускорение реализации планируемых проектов. Например, банки в этом году окончательно поняли, что отсутствие онлайн-канала по привлечению и обслуживаю клиентов не позволит выжить в новой реальности. Именно поэтому они стали инвестировать во внедрение различных ИТ-инструментов, связанных с онлайн-привлечением клиентов, онлайн-кредитованием, системой ДБО, онлайн-идентификацией, онлайн-платежами и т.д. Также внедряются процессы, связанные с бесшовной интеграцией моделей ML для быстрого запуска новых продуктов и услуг для клиентов. Востребованы услуги по разработке аналитических платформ, позволяющих собирать и обрабатывать данные, принимать решения и предлагать услуги в режиме реального времени. Также наши клиенты работают над устранением "бутылочных горлышек" в процессах обслуживания клиентов, обработки данных, расшивая узлы legacy-систем, меняя ландшафт на микросервисы, с управлением инфраструктурой в Kubernetes. Помимо этого, удаленная работа распределенных команд выдвигает новые требования к поддержке ИТ-систем, что решается инструментарием DevOps", - подчеркивает Антон Спаринапти.

Он считает, что фундаментальное изменение в ИТ - признание удаленной работы как стандарта отрасли. Опять же, усилился тренд перехода всех процессов в онлайн, и этот канал продаж будет расти. Кроме того, стало приоритетным направление, связанное с управлением людьми и внедрением систем и продуктов, которые позволяют сотруднику эффективно работать и чувствовать себя частью команды.

"На мой взгляд, основные изменения в бизнес-процессах компаний, связанные с ИТ, уже произошли. Игроки рынка, кто сумел перестроиться в условиях новой реальности, сейчас успешно продолжают развиваться. Востребованность ИКТ для трансформации бизнеса будет и дальше разогревать рынок ИT-специалистов, искать таланты, и готовить разработчиков начнут со школьной скамьи. Проникновение технологий в ежедневные процессы людей усилится, все больше сервисов будут предоставлять услуги в онлайне. Компании начнут переводить свои инфраструктуры в облака, роботизировать рутинные процессы. За облачными сервисами и искусственным интеллектом - будущее, и, например, компания "Неофлекс" активно инвестирует в эти направления", - отмечает Антон Спаринапти

Новости из связанных рубрик