Андрей
Яценко

управляющий и основатель ООО "Горсерв"
© ComNews
10.12.2020

Как телекому сэкономить на самозанятых и не попасть на штрафы налоговой

Сегодня сложно назвать отрасли, где нет попыток цифровизации бизнес-процессов, или, как сейчас модно говорить, взят тренд на "уберизацию" бизнеса. Благодаря "уберизации" "бомбилы" превратились в легальных таксистов с хорошим клиентским сервисом, курьерские службы получили возможность быстро масштабироваться и доставлять товары в течение 15 минут.

Очевидно, что применение модели уберизации позволяет существенно повысить эффективность всех участников бизнес-цепочки за счет высокой степени оцифровки процессов в любой компании. В сфере услуг, по опыту моей компании, цифровизация помогает оперативно реагировать на запросы клиентов и повышать уровень предоставляемого сервиса. Ведь "цифра" (big data) позволяет собирать большой объем данных и метрик на всех этапах клиентского пути, что, в свою очередь, позволяет проводить анализ каждого действия, гибко настраивать систему и тут же получать результат, а следовательно, достаточно быстро достигаются показатели целевого уровня в клиентском сервисе.

Помимо того что "уберизация" повышает эффективность бизнеса, она также помогает снизить влияние "человеческого фактора" на работу большого организма. Данная задача решается за счет установления и распределения ролей между разными участниками процесса, упрощения функций, которые сотрудник должен выполнять в процессе работы, за счет ухода от ручного режима управления и перевода практически всего функционала сотрудников в простое нажатие кнопок на смартфоне, что минимизирует возможность ошибки. Поэтому компании могут выделять участки работ, которые раньше делали технические специалисты, и спокойно передавать работу для выполнения фрилансерами (самозанятыми) - такой подход к ведению бизнеса получил название "гиг-экономика" (gig economy). Именно привлекая недорогой узконаправленный по функциям персонал, но от этого не менее качественно выполняющий свои задачи, компания существенно снижает себестоимость услуг, а значит - имеет все шансы обогнать конкурентов на рынке. Таким образом, благодаря гиг-цифровизации экономика стала стремительнее развиваться, и ее развитие только набирает обороты.

В Америке, например, по итогам 2019 года 34% сотрудников (или 55 млн человек) предпочли работу в современной гиг-экономике в качестве фрилансеров.

Развитие гиг-экономики в России

27 ноября 2018 года в России вступил в силу Федеральный закон №422 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (так называемый закон о самозанятых), с 1 июля 2020 года закон распространился на всю территории России. Самозанятым может стать любой гражданин России и других стран Евразийского экономического союза (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии) и оказывать услуги для физических и юридических лиц без привлечения наемных сотрудников, выполняя собственными силами.

Оформление статуса самозанятого происходит в онлайне и занимает не более одной минуты, при этом нет необходимости вести бухгалтерию, подавать декларацию, а налоги начисляются моментально в момент зачисления дохода на расчетный счет, с одновременной выдачей чека за услуги. Налоговая служба автоматически удерживает налог в размере 4%, если услуги оказаны физическому лицу, и 6%, если оказаны услуги юридическим лицам.

Важно отметить, что юридические лица при работе с самозанятыми не уплачивают страховые взносы и НДФЛ, но для учета в своей себестоимости необходимо обязательно проверять статус самозанятого каждый раз, оплачивая услуги такому исполнителю, и получать от него электронный чек на всю сумму оплаты. Если будут допущены ошибки, то все оплаты физическим лицам могут быть признаны как оплата услуг по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), и налоговая служба может доначислить около 40% налогов плюс пени на сумму оплаченных услуг.

Привлечение самозанятых в телеком-отрасли

Очевидно, что основные функции в телекоммуникационном бизнесе: управление сетью и ее развитие, финансовое управление и ряд других важных стратегических задач оператора связи нельзя отдавать на сторону. Но если оцифровать все процессы в компании по принципу "уберизации", то сразу станут видны процессы, которые можно жестко регламентировать действующими KPI и SLA, а потом контролировать их выполнение. Именно такие процессы можно и нужно отдавать внешним специалистам. Важно отметить, что вы нанимаете отдельно взятых людей и управляете процессом самостоятельно, гибко меняя задачи под цели, актуальные для развития компании в настоящий момент времени. Специалисты в статусе самозанятого ничем не отличаются от тех же сотрудников в штате - разница только в том, что у внешнего специалиста жестко прописан процесс, KPI, результат работы, который оплачивается сдельно, в зависимости от выполненных задач по договору оказания услуг.

По моему 20-летнему опыту работы в телекоме, провайдер может заменить с помощью привлечения самозанятых функции таких специалистов как:

Монтажники на типовых работы (подключение клиентов в МКД)

Техники по ремонту абонентов в МКД

Доставщики и настройщики оборудования

Операторы контактного центра 1-го уровня

Техническая поддержка 2-го уровня

Агенты по продажам

По всем перечисленным направлениям есть не один положительный кейс и разработаны технологические регламенты. Успешное привлечение внешних специалистов для бизнеса возможно только в случае высокой автоматизации процессов, когда от человека практически ничего не зависит: он просто должен сделать свою работу четко по указанному алгоритму, который заложен в цифровых платформах.

Цифровая платформа управления самозанятыми

Телеком-отрасль достаточно хорошо оцифрована, у многих операторов есть самописные программы, адаптированные под различные бизнес-процессы. Для начала работы с самозанятыми нужно учитывать следующие факторы:

Как неправильно (признание трудового договора):

Как правильно (договор оказания услуг):

Применять к самозанятым правила трудового распорядка, т.е. работа по расписанию с привязкой к рабочему месту

Работать по заявкам, сменам, в свободном графике с установленными и заранее определенными KPI и метриками по выполнению

Производить на регулярной основе оплату работнику один/два раза в месяц на одинаковую сумму

Ежесуточная выплата вознаграждения за оказанную услугу, которая выполнена с надлежащим качеством.

Выплачивать премии и начислять штрафы

Вводить оцифрованные KPI на выполнение работ, уменьшая или поднимая сдельную оплату по итогам выполнения

Требовать от исполнителя соблюдения внутренних приказов по охране труда и других обязательств, которые применяются при трудовых отношениях между работодателем и сотрудником

Прописать ответственность за соблюдение норм и правил при выполнении услуг. Контролировать наличие необходимых допусков у самозанятого

Оплата за выполненную работу исполнителем без получения от него документов за оказанные услуги

Перед проведением оплаты самозанятому необходимо проверить его статус, а после оплаты получить электронный чек и учесть сумму в затратах

Требования к юридическим лицам по работе с самозанятыми достаточно строгие, например, работодатель не может провести сокращение сотрудника и тут же оформить с ним договор в статусе самозанятого: закон строго запрещает так делать в течение двух лет после сокращения.

Оптимальное решение, которое снимает все риски с оператора связи и позволяет быстро применять схему работы с самозанятыми, лежит в плоскости применения специализированной цифровой платформы. Вот простые шаги по запуску проекта:

  1. Настроить интеграцию информационных систем оператора связи с платформой партнера с целью передачи задач самозанятым, контролю выполнения, получения итогов работы.
  2. "Бесшовно" для бизнеса провести процесс сокращения сотрудников. Запустить аккредитацию сотрудников, юридическую проверку переводимых сотрудников на платформе партнера с целью оформления ими статуса самозанятого для работы по различным направлениям телеком-оператора.
  3. Подписать договора оферты между платформой и самозанятым на оказание услуг
  4. Сформировать, настроить KPI, SLA и чек-листы по всем направлениям выполнения работ.

Ценность работы через партнера - владельца платформы заключается в отсутствии налоговых рисков при работе с самозанятыми, гибкая настройка платформы под процессы и задачи телеком-заказчика с соблюдением всех юридических норм. Необходимо, чтобы у такого поставщика были разработаны технологические карты: по нашему опыту должно быть разработано не менее 50 технологических карт, которые также гибко настраиваются под любые потребности. Как правило, за подключение и использование платформы взимается комиссия с каждой транзакции.

Например, при работе с федеральной службой сервиса Gorserv оператору связи достаточно подписать лицензионный договор на использование платформы или классический договор оказания типовых работ/услуг. Оплата по договору осуществляется один или два раза в месяц, как если бы платили штатному сотруднику, при этом платежи самозанятым производятся ежесуточно за счет авансирования работ. Дополнительным плюсом договора оказания услуг еще будет получение входящего НДС. Если у оператора связи нет ресурсов на отбор внешних специалистов-самозанятых, их оснащение и обучение, а также диспетчеризацию заявок может обеспечить партнер.

Дополнительная ценность цифровой платформы, работающей с самозанятыми

Подключившись к платформе самозанятых, помимо сокращения издержек, оператор получает возможность оказывать различные бытовые услуги своим абонентам и под своим брендом силами самозанятых, получая с каждой заявки дополнительный доход. Для этого достаточно запустить маркетплейс услуг с адаптированным прайсом для разных городов.

За время работы Gorserv мы опробовали различные услуги, изучили потребности клиентов и на сегодняшний день исполнители-самозанятые на нашей цифровой платформе GERP оказывают 600 различных видов бытовых услуг - от компьютерной помощи, сантехнических и электрических работ до уборки. Абонент оператора связи в онлайне на маркетплейсе самостоятельно делает заказ, далее за процесс выполнения заявки отвечает Gorserv: подбирает исполнителя, назначает время визита, определяет стоимость работ по фиксированному прайсу, принимает оплату, выдает гарантию клиентам. Телеком-оператор отслеживает весь процесс выполнения заявки в личном кабинете и получает комиссию с каждой успешно выполненной заявки.

Выводы:

  1. Аутсорсинг умер! На смену приходит гиг-экономика с наймом самозанятых специалистов - на те направления, которые не являются ключевыми для компании.
  2. Применение компаниями схемы работы с самозанятыми возможно только с помощью своей или партнерской цифровой платформы. Так как юридических тонкостей много, а при увеличении количества самозанятых без автоматизации будет расти размер сопровождающего и поддерживающего этот процесс персонала.
  3. Работа через специализированные платформы управления самозанятыми позволяет экономить на ФОТ до 50% линейного персонала, а также сократить многие административные функции.
  4. К концу 2020 года в России ожидается, что около 14 млн специалистов будут работать в статусе самозанятых, а это 20% рынка труда, причем по прогнозам экспертов эта доля будет ежегодно только расти.