Российский совет торговых центров (РСТЦ) выступил с критикой законодательной инициативы, с которой депутаты Госдумы обратились к председателю Вячеславу Володину. Инициатива предполагает закрепить налогообложение НДС по ставке 0% для отечественных онлайн-магазинов. В РСТЦ считают, что принятие нового законопроекта способно привести к катастрофе традиционного офлайн-ретейла.
© ComNews
06.11.2020

27 октября 2020 г. группой депутатов Государственной Думы внесен на рассмотрение в Госдуму РФ проект Федерального закона, предусматривающий ставку НДС 0% при реализации продовольственных и непродовольственных товаров физическим лицам посредством онлайн-магазинов в сети интернет.

РСТЦ направил письмо председателю Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеславу Володину.

По мнению членов РСТЦ, принятие данного проекта не только отрицательно скажется на балансе развития рынка розничной торговли страны, но и дополнительно повлечет за собой новые экономические трудности для арендодателей и иных субъектов офлайн-торговли.

"Неравенство налогообложения, предусматривающее разные условия для онлайн- и офлайн-форматов, не только может привести к дисбалансу в розничной торговле в стране в ближайшем будущем и экономическим проблемам для всей цепочки, обеспечивающей функционирование традиционного офлайн-ретейла, включая инфраструктуру торговой недвижимости, но и принудительно изменить привычный уклад жизни большой части граждан нашей страны. РСТЦ не видит необходимости создания "безналоговой зоны" и льготных условий только для представителей онлайн-торговли, в то время как собственники современных торговых центров, в которых находится до 100% магазинов цивилизованного ретейла, постоянно поддерживая свои объекты в безопасном и привлекательном для посетителей состоянии, по-прежнему несут все обязательства по платежам в бюджет" - прокомментировал основатель и управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский.

Президент РСТЦ Дмитрий Москаленко добавил: "Принятие Госдумой данного проекта повлечет за собой выпадение доходов бюджета на миллиарды рублей ежегодно, что непременно негативно скажется на общем экономическом фоне. РСТЦ выступает за консолидацию онлайн- и офлайн-торговли и делает акцент на том, что на данный момент сегменты традиционной и интернет-торговли развиваются сбалансированно. Вмешательство государства в столь жесткой форме здесь не требуется. Более того, принятие изменений в НК РФ неизбежно приведет к очередному и, возможно, наиболее проблемному обострению отношений между арендодателями и арендаторами торговых площадей, последствия которого сложно предсказать".

Олег Войцеховский сказал ComNews, что, кроме отмены льготы, другим способом разрешения ситуации может стать дополнение инициативы всеми видами розничной торговли, в том числе традиционной, а также арендного бизнеса для этой торговли (то есть для всей офлайн-цепочки). "Это будет тем более оправданным, что у арендодателей сейчас большие проблемы с доходной частью. Мера может быть временной - например, на срок восстановления индустрии, хотя бы на весь 2021 г., - комментирует Олег Войцеховский. - И я бы напомнил уважаемым законодателям, что вопрос распространения различного рода вирусов и т.д. через ТЦ до сих пор никаким образом не доказан, а кассиры практически вообще не болеют, хотя эта группа контактирует с наибольшим количеством людей за рабочий день. Так что писать чуть ли не в законах, что мера рассчитана на снижение заболеваемости через ТЦ, это уже вообще суперперегибы".

Алексей Сулин из юридической фирмы Axis Pravo не поддержал протест РСТЦ. Он напомнил, что НДС, будучи косвенным налогом, в реальности оплачивается конечным потребителем, поэтому в действительности уменьшение налоговой ставки по НДС для онлайн-магазинов означает меньшую нагрузку на потребителей. "Разумеется, наивно полагать, что цены в интернет-магазинах сразу пойдут на спад, однако можно надеяться, что в долгосрочной перспективе они будут расти не так, как если бы ставка по НДС осталась на сегодняшнем уровне. К тому же, строго говоря, уменьшение налоговой ставки по НДС для интернет-торговли в какой-то мере означает для них выравнивание налоговой нагрузки по сравнению с их коллегами по офлайну. Ведь НДС оптимизируется путем его уменьшения на суммы налога, уплаченные контрагентам. Для офлайновой торговли это вполне выполнимая задача, поскольку подходящих расходов у них больше - та же самая аренда торговых помещений. У онлайн-магазинов возможностей снизить НДС меньше, и это обстоятельство вынуждает их платить НДС в большем размере, чем офлайн-магазины. Кроме того, как бы банально ни звучало, но в условиях пандемии стимулирование онлайн-торговли имеет смысл и с точки зрения безопасности приобретения товаров потребителями", - считает Алексей Сулин.

Адвокат Александр Титов другого мнения. Он рассказал, что если эта законодательная инициатива станет законом, то льготу будут применять, в том числе традиционные магазины будут использовать канал онлайн-продаж более широко. "Но как способ ухода от налогов - вряд ли: как и ранее, продажа товара в магазине будет фиксироваться кассовым чеком с выделением НДС. Эта инициатива в пользу крупных онлайн-магазинов, которые не могут использовать специальные налоговые режимы и вынуждены платить НДС. Мелкие онлайн-продавцы и так могут использовать УСН (упрощенную систему налогообложения - прим. ComNews) как режим, освобождающий от НДС. Справедлива ли эта инициатива - полагаю, что нет. Пандемия только ускорила развитие онлайн-торговли, но и без нее она бы росла. Полагаю, что в перспективе именно для традиционных ТЦ нужны будут налоговые послабления для поддержания этого сегмента экономики", - отмечает Александр Титов.

Владелец IT-legal-компании "Катков и партнеры" Павел Катков согласен: " Что касается возможных негативных последствий, указанных в письме, то основная опасность в выхолащивании офлайн-ретейла. Он сейчас и так находится в непростом состоянии, онлайн-торговля и так растет как на дрожжах, причем уже много лет, а в пандемию COVID-19 ее рост удвоился - это подтверждает статистика "Яндекс.Аналитики" и Wildberries. Поэтому онлайн-торговлю дополнительно льготировать бессмысленно, а вот офлайн-торговле нужна помощь. Поэтому здравая реакция на данную инициативу - помочь именно офлайн-торговле, а не льготировать и без того растущий онлайн. Ещё один вариант - дать льготу офлайн-площадке при выполнении двух условий: реальное экономически ощутимое офлайн-присутствие - с арендой площадей, стационарными рабочими местами - с одновременным наличием онлайн-реализации. В этом случае мы получим рост гибридных площадок, который не даст окончательно умереть традиционному ретейлу, физическим магазинам с товарными полками в торговых центрах. Нормы освобождения от уплаты НДС уже действуют для целого ряда операций, в цифровой среде наиболее известны льготы по НДС для ИТ-отрасли, и в данном случае это уместная аналогия. Что касается возможных злоупотреблений - например, магазин реализует товар и онлайн, и офлайн, то я тут неразрешимых проблем не вижу, просто в условиях льготы нужно предусмотреть, что компания занимается только онлайн-торговлей либо не менее определенного процента ее реализации осуществляется онлайн. В этом случае магазин вполне законно может иметь и офлайн-точки для реализации товаров, с торговыми залами и другими консервативными атрибутами розничной продажи товаров, и онлайн-реализацию, разделив их по разным юрлицам либо осуществляя деятельность в рамках одного юрлица, соблюдая минимально предусмотренный законом процент онлайн-реализации".

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал прокомментировал: "Действительно, традиционный ретейл может пострадать, если будут созданы неравные условия для ведения бизнеса. Офлайн-бизнес платит несоизмеримо большие налоги, коммунальные платежи и платежи за пожарную безопасность, утилизацию упаковки, заработные платы сотрудникам и саму аренду, а торговые центры часто несут расходы по банковским кредитам. Если сейчас сделать нулевую ставку НДС для онлайн-магазинов, покупатели потянутся туда, а обычным магазинам, в случае, если они не выдержат конкуренцию, придется закрываться. Пострадают и покупатели: хотя стоимость товаров может снизиться, но ненамного, а риска при покупке будет гораздо больше. Товары нельзя примерить, сложнее вернуть и оценить качество покупки. Плюс станет гораздо больше мошеннических сайтов, которые будут маскироваться под официальные торговые точки. Также начнутся проблемы на рынке аренды - магазины в стрит-ретейле уйдут, сократятся выплаты в бюджет от арендаторов и ретейлеров".

Доцент кафедры коммерции и торгового дела университета "Синергия" Алиса Храмова рассказала, что российские онлайн-ретейлеры платят НДС (1 января 2019 г. ставка налога повышена на 2 п.п. - с 18% до 20%), что ставит их в неравное положение по сравнению с зарубежными онлайн-ретейлерами.

"Причина, по которой авторы предложили такую инициативу, заключается в дисбалансе, что иностранные онлайн-продавцы, осуществляющие рабочую деятельность вне российской юрисдикции, не платят НДС при реализации продукции покупателям из России. Таким образом, зарубежные интернет-магазины имеют конкурентное преимущество по сравнению с компаниями России и могут устанавливать более низкие цены. Поэтому предложено внести в НК РФ поправки, позволяющие установить НДС 0%. Авторы законопроекта считают, что нулевая ставка НДС будет способствовать развитию отечественной e-commerce и позволит покупателям приобретать товары через онлайн-магазины по более выгодным ценам, чем при личном посещении торговых центров. В современных условиях распространения коронавирусной инфекции важно, что из-за данной переориентации части покупателей на онлайн снизится нагрузка на транспорт и исчезнут очереди, что особенно важно в условиях пандемии. Но не стоит забывать, что, когда этот вопрос поднимался в прошлом году, Минфин высказался строго против такого подхода и говорил, что не видит возможности устанавливать различные условия для российской онлайн-торговли и обычных розничных продавцов. В экспертном сообществе пока нет единого мнения о способах решения проблемы неравенства условий для отечественных и международных интернет-компаний. Одно ясно точно: принятие законопроекта может дорого обойтись российскому бюджету", - уверена Алиса Храмова.

Президент АКИТ Артём Соколов отметил, что проблема неравных налоговых условий с зарубежными интернет-площадками, которую предлагает решить законодатель, на самом деле относится ко всей российской экономике: внутренней торговле, импорту, производству, а не только к онлайн-каналу продаж. "Поэтому и решать ее необходимо комплексно, не дискриминируя отдельные сферы торговли. В то же время, реальную поддержку онлайн-каналу продаж сейчас могло бы оказать снижение стоимости эквайринга, который в екоммерс, как известно, является одним из самых дорогих и по сути представляет собой оборотный налог с каждой продажи", - считает он.

Новости из связанных рубрик