Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
19.10.2020

С приходом второй волны COVID-19 ситуация с коронавирусом в российской столице продолжает ухудшаться. Власти Москвы начали предпринимать активные действия для контроля и противодействия COVID-2019, хотя характер мер вызывает большие сомнения в том, что они как-то помогут облегчить ситуацию с пандемией. Указы столичного мэра пока требуют в очередной раз собрать - с туманными дальнейшими целями - данные о людях, а их неисполнение грозит штрафами бизнесу, и без того переживающему не лучшие времена. А ведь к моменту прихода второй волны коронавируса можно было разработать четкий план действий, взяв за основу опыт, полученный по итогам волны первой.

С приходом второй волны пандемии московский мэр Сергей Собянин своим указом обязал всех работодателей перевести на удаленный режим работы не менее 30% сотрудников в период с 5 по 28 октября. С прошлого понедельника (12 октября) организации должны были раз в неделю подавать через сайт правительства Москвы данные о сотрудниках, работающих дистанционно. Передаче подлежат номера телефонов, номера автомобилей или транспортных карт, если таковые у сотрудников имеются. Сервис для подачи данных работодателями начал работать в пятницу (9 октября) на сайте mos.ru. За отказ предоставлять эту информацию или за отправку противоречивых данных работодателям традиционно пригрозили штрафами.

Однако проблемы не заставили себя долго ждать. В понедельник, 12 октября, указанный сервис лег под напором заявок от работодателей. Как заявили представители Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ), причиной стало то, что "подавляющее большинство работодателей приступили к загрузке документа 12 октября".

Видимо, в логике чиновников случилась классическая история, что народ попался неудачный, несмотря на то что у работодателей было очень много времени, аж с пятницы 9 октября. Могли бы и не откладывать на последний момент, ведь городские власти сделали все от них зависящее. Правда, все - да не все. Телефон +7 (495) 870-72-98, по которому столичные власти любезно предложили задавать интересующие вопросы по подаче сведений о сотрудниках на удаленке, был глухо недоступен с 9 октября - несмотря на победные реляции ДИТ о внедрении в городской контакт-центр технологий искусственного интеллекта и обработке части входящих вызовов с помощью голосовых роботов.

Стоит отметить, что процесс подачи данных о сотрудниках на удаленке - на практике совсем не тривиальная задача. Для отправки сведений о сотрудниках, переведенных на удаленку, компания должна иметь на сайте mos.ru кабинет юридического лица, а инструкция по его созданию занимает 58 страниц. Среди прочих действий требуется инсталлировать криптографическое ПО и несколько плагинов, изменить настройки браузера, установить сертификаты электронной подписи - а для компании, далекой от ИТ, это представляется непосильной задачей.

Кроме того, удаленная работа не предполагает нахождения на одном месте "с 9:00 до 18:00" (как при работе из офиса), и сотрудник вполне может в середине дня отправиться по своим делам - ведь ограничения на передвижение по городу отсутствуют. Но велик риск, что московские чиновники запеленгуют "движение" карты "Тройка" или автомобиля сотрудника в рабочее время и обвинят работодателя в том, что его работник нарушает режим удаленной работы. И доказывание очевидного - права дистанционных сотрудников самостоятельно распределять рабочие задачи по времени суток - может лечь новым бременем на бизнес.

При этом в ДИТ разъясняли, что следить за перемещениями граждан никто не собирается. Данные, которые запрашивают у работодателей, должны помочь в анализе влияния принимаемых мер на заболеваемость коронавирусной инфекцией. Формулировка, надо признать, отличается крайней степенью конкретики. Становится сразу предельно ясно, зачем данные собирают. А если серьезно, то создается ощущение, что нет вменяемого ответа на вопрос, зачем власти Москвы собирают новые данные граждан.

История со сбором данных работников на удаленке имела продолжение на прошлой неделе. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" и "Руссофт" направили главе Минцифры Максуту Шадаеву письмо с просьбой предложить мэру Москвы Сергею Собянину отменить решение о передаче властям города данных о сотрудниках, работающих в удаленном режиме. Ассоциации уверены, что без согласия людей передавать такую информацию незаконно.

В мэрии, однако, не считают запрашиваемые данные персональными. А в Минцифре дали уникальный в своем роде ответ, суть которого заключается в том, что данные, конечно, персональные, но обрабатывать их в данном случае можно без согласия субъекта персональных данных.

Вишенкой на торте продуманных и взвешенных действий правительства Москвы по контролю за переводом столичных работников на удаленку в конце прошлой недели стал еще один указ, согласно которому работодатели теперь могут не сдавать отчеты о переводе сотрудников на удаленную работу каждую неделю. Теперь они должны отчитываться, когда меняют состав таких работников.

Примечательно, что этим же указом введено новое условие, согласно которому, чтобы попасть в ночное заведение в Москве (ночной клуб, дискотеку, бар и т.д.), все посетители и сотрудники должны будут сканировать QR-коды или отправлять SMS на номер 7377. Сервис начал работать в понедельник, 19 октября.

В данном случае, надо отдать должное, цель сбора информации о посетителях ночных заведений столицы более понятна. В ДИТ сообщили, что данные, которые пользователи передадут при регистрации, департамент будет хранить на своих серверах. Цель этих действий - возможность отправки текстовых уведомлений в случаях, если у одного из посетителей заведения в дальнейшем будет выявлен коронавирус. При получении такого уведомления необходимо по возможности оперативно пройти тестирование на коронавирус, чтобы вовремя выявить болезнь, начать своевременное лечение и прервать новые цепочки распространения вируса.

Тем не менее холодного расчета и логики в приказах столичных властей пока не просматривается. Чего только стоят дважды изменившиеся за неделю правила игры для работодателей, отправляющих сотрудников на удаленку. Да и введение пропускной системы в ночных заведениях столицы вызывает вопросы (например, почему именно эти заведения, а не спортивные сооружения, бани или кафе, работающие днем). А вот что хорошо видно в действиях властей, так это качественный чиновничий формализм и уравниловка. Объявить, что на удаленку нужно отправить 30% персонала - классика чиновничьего жанра. А если в компании работает пять человек, придется отправить на удаленку "полтора землекопа"? А кого, например, отправлять на удаленку в ресторане: 30% официантов или 30% поваров? Примеры эти говорят лишь о том, что указы такого рода не учитывают специфику бизнеса хотя бы по отраслям и сферам деятельности.

Цифровые инструменты для обеспечения контроля и отчетности применяются правительством Москвы давно и довольно успешно. Но при этом, помимо цифровых инструментов, должны быть задействованы и современные подходы к принятию решений, а также организации процессов. Иначе цифровые методы при "аналоговом" управлении теряют смысл. Какой толк в возможности дистанционно подать списки работников на удаленке, если правила подачи меняются на ходу, а у работодателя просят данные о сотрудниках, которыми он не обладает (если только телефон или автомобиль - не служебные или карта "Тройка" не куплена за корпоративный счет).

Весной 2020 года проблемы, сопровождавшие введение цифровых пропусков и прочие активности правительства Москвы, можно было списать на то, что ситуация оказалась уникальной. Теперь же (с учетом того, что про вторую волну пандемии не говорил только ленивый еще с лета текущего года) хотелось бы увидеть четкий план действий, разработанный на основе опыта, полученного по итогам первой волны. Пока, однако, в действиях властей Москвы видится отсутствие четкого плана на случай создавшейся ситуации. Возможно, он появится, и аналоговый хаос сменится наконец цифровым порядком. Не пришлось бы только для этого ждать третей волны вируса...