Наталья
Ильина
03.09.2020

ЦБ впервые раскрыл статистику по оплатам товаров и услуг через систему быстрых платежей (СБП). За год работы механизма россияне провели более 110 тыс. операций на общую сумму свыше 500 млн рублей, сообщили "Известиям" в регуляторе.

По данным крупнейших банков и ритейлеров, число C2B-трансакций растет на 50–60% ежемесячно, в том числе — благодаря популяризации технологии в условиях самоизоляции и карантинных мер. Тем не менее показатели системы пока занимают менее 1% от общего объема безналичных трансакций, оценили эксперты.

Первые данные

Функционал оплаты по QR-коду появился в СБП 1 сентября 2019 года. С этого момента в системе зарегистрировалось более 25 тыс. компаний и ИП, сообщили "Известиям" в Банке России. В регуляторе поделились статистикой: за прошедший год россияне совершили 110 тыс. переводов в пользу юрлиц (C2B-платежи), оплачивая товары и услуги, на сумму свыше 500 млн рублей. Стабильному увеличению показателей способствуют популяризация и удобство этого вида платежа, а также возможность для продавцов сократить свои издержки на комиссиях за прием платежей, подчеркнули в ЦБ. По ожиданиям Банка России, рост C2B-трансакций продолжится и в следующем году.

В крупнейших банках "Известиям" подтвердили, что оплата товаров и услуг через СБП стремительно набирает обороты. Количество ежемесячных платежей по QR-кодам в июле по сравнению с январем увеличилось в 17 раз, при этом средний чек вырос в 27 раз, до 2 тыс. рублей, подсчитала директор по развитию Делобанка (группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина. По ее словам, рост среднего показателя говорит о появляющемся доверии со стороны покупателей даже при совершении дорогостоящих покупок.

Каждый месяц объемы операций в пользу юрлиц в СБП растут на 50–60%, оценили для "Известий" в Промсвязьбанке.

— Сильным стимулом для развития этого сервиса стал период самоизоляции. Тогда ритейлеры начали массово интересоваться приемом платежей по QR-кодам и активнее подключали этот сервис. Это дало результат летом, когда объемы платежей в пользу юрлиц через СБП увеличились двукратно, — подчеркнули в Промсвязьбанке.

Вместе с тем пандемия замедлила подключение к оплате по QR-коду новых банков. Например, ВТБ задержал масштабирование и переход в промышленный режим из-за коронавирусных ограничений, когда многие магазины были закрыты и сложно было проводить технические работы, подчеркнул вице-президент банка Алексей Киричек. Сейчас торговые точки к сервису подключают только 15 кредитных организаций, следует из данных на официальном портале системы.

Сегодня многие банки активно продвигают оплату по QR-кодам, отметил зампред правления банка "Веста" (входит в группу МКБ) Алексей Федоров. По его словам, популяризировать этот способ платежа могла бы рекламная и просветительская кампания на федеральном уровне среди держателей карт и предприятий из сегмента МСП.

В первой половине августа объем платежей через СБП в Wildberries увеличился на 73% по сравнению с июлем, сообщил представитель компании. По его словам, драйвером роста стали покупки россиян к новому учебному году. До этого всплеск операций через сервис ЦБ был в апреле, когда сумма платежей выросла в 4,5 раза — это было связано с возросшей популярностью безналичных расчетов из-за режима самоизоляции, напомнили в Wildberries.

Оплата по СБП уже тестируется в X5 Retail Group (магазины "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") и в Ozon. Планируют реализовать технологию и в сети магазинов "Лента", сообщили "Известиям" их представители.

Менее процента

СБП особенно выгодна небольшим торговым точкам, поскольку комиссия за прием безналичных платежей в системе в разы ниже, чем эквайринг при оплате картой (0,4–0,7% против 1,2–3%). Тем не менее по сравнению с 6 млн МСП, которые действуют в России, — 25 тыс. компаний, подключивших оплату по QR-коду, — это немного, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, с учетом неограниченных финансовых и регуляторных возможностей ЦБ итоги первого года довольно скромные.

При этом по статистике Банка России, на 1 января 2020 года по всей стране насчитывалось более 3 млн терминалов для обслуживания карт. При этом за весь 2019 год их число увеличилось на 400 тыс.

— СБП сокращает траты банков на обслуживание торговых точек. Терминалы требуют установки, обслуживания, настройки, тогда как QR-код размещает сам продавец. Кредитные организации заинтересованы в любом новом сервисе, который может принести доход. Они не будут сопротивляться сторонним технологиям, только если в то же время не внедряют аналогичные собственные продукты, — отметил Алексей Войлуков.

В августе 2019 года Сбербанк запустил собственный сервис по оплате с помощью QR-кодов. Сейчас его подключили более 150 тыс. партнеров, а количество операций составляет уже несколько сотен тысяч в месяц, заявили "Известиям" в Сбербанке. В кредитной организации не комментируют планы по подключению сервиса в СБП.

Количество операций в 110 тыс. и их объем в 500 млн рублей за год — не велики. Для сравнения: общая сумма платежей за товары и услуги по банковским картам за год (с апреля 2019-го по март 2020-го — последние доступные данные ЦБ) составила порядка 27,5 трлн рублей, рассказал инвестиционный стратег "БКС Премьер" Александр Бахтин. Таким образом, доля СБП пока менее 1%. Тем не менее, по словам эксперта, для кардинально новой технологии, непривычной для россиян, результаты говорят о высоком потенциале механизма. В дальнейшем он будет развиваться за счет низкой ставки комиссии.

Ранее представители ритейла сообщали, что развитие механизма подтолкнет реализация в системе функции Direct Debet — возможности подвязать счет через СБП для оплаты в интернете. В НСПК (платежный центр СБП) "Известиям" заявили, что этот сценарий планируется запустить в 2021 году.

Новости из связанных рубрик