Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
08.05.2020

Будущее могут угадывать не только писатели-фантасты и авторы антиутопий, но и разработчики компьютерных игр. В игре Death Stranding от японской фирмы Kojima Productions, выпущенной 8 ноября 2019 года, нужно управлять курьером по имени Сэм, который доставляет ценные посылки между изолированными поселениями. Действие игры происходит в постапокалиптическом будущем, где США разрушены катастрофой "Выход Смерти". Можно спорить о том, какие профессии будут востребованы после пандемии COVID-19, но их список однозначно возглавят курьеры.

Глава Kojima Productions Хидэо Кодзима начал разработку игры Death Stranding еще в конце 2015 года. Летом того года он повздорил с японской фирмой Konami, подразделением которой была Kojima Productions, и хлопнул дверью, а в декабре 2015 года воссоздал эту студию как независимую. Название игры Death Stranding было озвучено на конференции Sony в июне 2016 года, на выставке E3 в Лас-Вегасе. В ноябре 2019-го игра вышла для приставки PlayStation 4, а релиз Death Stranding для Windows должен был появиться сначала 2 июня 2020 года, затем - 14 июля, но в итоге все отложилось на неопределенный срок из-за COVID-19.

Постапокалиптический курьер Сэм, который в Death Stranding переносит посылки между бункерами "выживальщиков" и несколькими безопасными городами, оставшимися от исчезнувших Соединенных Штатов, является героем нашего времени. С момента начала пандемии и режима вынужденной самоизоляции для горожан курьеры стали сверхвостребованными - больше чем еще недавно айтишники или маникюрщицы. Опасаясь заражения, люди принялись заказывать продукты и еду из ресторанов на дом, и службы доставки ожидаемо захлебнулись от цунами заказов.

Эпидемия коронавируса и ее последствия грозят перепахать едва ли не все отрасли. Многие прежде востребованные профессии (пилоты гражданских самолетов, менеджеры турфирм, продавцы-консультанты в парфюмерных магазинах и др.) станут нишевыми. Зато курьеры окажутся в топе надолго: в эпоху пост-COVID многие по-прежнему будут опасаться людных мест и по разным причинам останутся работать по домам - поэтому готовую еду, продукты и другие товары предпочтут заказывать службам курьерской доставки. Массовый переход офисных сотрудников в home office создаст спрос и на перенос различных документов.

А ведь еще несколько месяцев назад доставка еды и продуктов казалась маргинальным бизнесом. К примеру, только за две рабочие недели января 2020 года закрылись сразу три таких сервиса: Golama, Superbro, Foodza, а питерская сеть "Достаевский" отказалась от экспресс-доставки продуктов питания и бытовой химии "Достамаркет" и ресторанного проекта "Достаевский-экспресс". Все они признались, что так и не вышли на запланированные финансовые показатели.

Хотя были и провидцы, которые - почти как Хидэо Кодзима со своим виртуальным курьером Сэмом - угадали взлет рынка доставки. Это, несомненно, Сбербанк, который запустил сервис "СберМаркет" в сентябре 2019 года, и девелоперская группа "Ташир" Самвела Карапетяна, еще в феврале 2018 года создавшая сервис заказа и доставки товаров из магазинов SaveTime.

Менее известным, но уникальным стал сервис доставки "Самокат" (ООО "Умный ритейл"), действующий с 2018 года в Петербурге, а с 2019-го - в Москве. "Самокат" обещает бесплатную доставку без минимальной суммы заказа ("Заказывайте хоть шоколадку") всего за 15 минут - такую скорость обеспечивает склад в каждом районе города. "Самокат" основали петербуржцы Вячеслав Бочаров и Родион Шишков (первый был на высоких должностях в сети "Магнит", а оба поработали заместителями генерального директора ФГУП "Почта России").

"Яндекс.Лавка", которая действует в Москве с лета 2019 года, скопировала бизнес-модель "Самоката" и тоже обещает доставку продуктов за 15 минут (также за счет районных складов, или, как их еще называют, dark stores).

Ситуация за окном вызывает к жизни новые стартапы в сфере доставки, причем не только в метрополиях. К примеру, 10 марта в Ярославле начал работу сервис доставки Quicq - его организовал студент Бауманки Дмитрий Грудин с партнерами. Вложив буквально 20 тыс. рублей, ребята за неполный месяц выполнили 329 заказов и привлекли около десятка клиентов-ресторанов. Пока Quicq задействует мобильное приложение B2Field для контроля курьеров, но пишет свой софт и планирует стартовать еще в двух-трех городах.

За сервисами доставки - будущее, а захватит рынок тот, кто будет применять все доступные технологии и не побоится новаторства. Будь я инвестором, я бы однозначно вложился не в акции нефтяных компаний или банков, а в стартап по доставке продуктов и иных товаров. Ну, или как минимум купил бы игру Death Stranding и побыл в роли постапокалиптического курьера Сэма.