Московская транспортная карта "Тройка" станет платежным средством на линиях Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят Москву с Ярославской, Тульской, Орловской, Калужской, Рязанской областями и другими российскими регионами. Базовым поездом на новых маршрутах будет "Иволга", с сетью Wi-Fi, электрическими розетками и USB-разъемами.
Денис
Тельманов
© ComNews
25.09.2023

О развитии столичной транспортной системы в другие регионы России сообщил глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов на пресс-конференции 25 сентября.

"Это называется "Второй этап развития центрального транспортного узла", где предусмотрено продление всех диаметров дальше, за Московскую область - и в Ярославскую область, и в Тульскую, в Орловскую, Калужскую, Рязанскую и так далее", - рассказал Максим Ликсутов.

Он добавил, что базовым поездом для пригородных поездок выбран состав "Иволга", на который со временем будут заменены старые электрички. Этот поезд с 2014 г. выпускает ОАО "Тверской вагоностроительный завод": в нем предусмотрены розетки на 220 В в нескольких точках каждого вагона, а также USB-разъемы для зарядки гаджетов под каждым пассажирским сиденьем.

Максим Ликсутов отметил, что для оплаты поездок на удлиненных диаметрах планируется использовать билетную систему Москвы, которая работает в метро, на электричках, автобусах, электробусах и трамваях, однако о стоимости поездки не сказал. В Дептрансе Москвы корреспонденту ComNews также не смогли сообщить детали развития билетной системы столицы в других регионах, куда должны прийти столичные диаметры, сославшись на то, что Максим Ликсутов озвучил всю имеющуюся информацию.

На "Тройке" в Москву

Сам московский министр транспорта упомянул карту "Тройка", которая служит носителем проездных билетов в Москве как способ оплаты проезда из Тулы, которым можно пользоваться уже сейчас, однако не стал уточнять, какие платежные сервисы будут использоваться для поездок из Москвы в регионы и обратно.

"Пассажир из Тулы может уже сейчас пользоваться картой "Тройка". Вопрос про тарифы мы еще не обсуждали, но базово тариф должен предусматривать возможность удобной пересадки и интеграции с другими видами транспорта. Пока это базовое предположение, и построено оно будет, скорее всего, на основе билетной системы Москвы", - отметил Максим Ликсутов.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин пояснил корреспонденту ComNews, что если рассматривать продление диаметров и расширение билетной системы Москвы на другие регионы страны как ИТ-проект, то в нем нет большой сложности. "С точки зрения ИТ все это не так сложно сделать. Просто уже существующий софт расширяется на другие диаметры, добавляются те или иные вещи - в рамках Москвы это уже научились делать, это большой инфраструктурный проект. Поэтому билетная система Москвы может распространяться на другие города и на всю страну, адаптироваться где угодно", - подчеркнул эксперт.

По словам Эльдара Муртазина, больших инвестиций в такой проект не потребуется, потому что основную часть расходов на создание билетной системы столичные власти уже провели. "Работа уже проделана, дальше не требуется больших инвестиций, и с точки зрения ИТ все будет работать более или менее хорошо. Это не использование разнородных систем, написанных в разное время, это де-факто одна система, которая начинает расширяться на новые направления", - добавил аналитик.

Не "Тройкой" единой

Эльдар Муртазин считает, что "Тройка" может оказаться не единственным платежным средством при поездках на диаметрах.

"Тройка" может стать платежным инструментом наряду с другими - это карты, СБП и прочие. На примере Москвы мы видим, что в транспорте присутствует максимальное количество вариантов оплаты. Тут, скорее всего, будет то же самое, потому что это логично и удобно", - подчеркнул Эльдар Муртазин.

Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский добавил, что больших доработок системы "Тройка" расширение не потребует. "Доработки системы по части ИТ требуются минимальные. Если для всех поездок будут использоваться карты "Тройка", то достаточно будет применять на платежных терминалах в других городах тот же софт, который уже применяется в Москве. Терминалы в Москве поддерживают оплату как картами "Тройка", так и банковскими картами. Аналогичным образом будет происходить оплата и при масштабировании на другие города. Основную составляющую в этом проекте играет софт, а не железо, и если судить по развернутым платежным терминалам в Москве - этот софт может использоваться на весьма широком спектре устройств. Вероятно, со временем в их числе будут и произведенные в России", - отметил Вадим Плесский.

Еще в июне 2017 г. власти Москвы и Петербурга запустили совместную карту "Тройка-Подорожник" ("Подорожник" является петербургским аналогом "Тройки"). Однако на деле это две разные карты, объединенные на одном носителе, и пользователь вынужден пополнять каждую из них. Мало того, на карту "Тройка-Подорожник" можно записать только абонемент "Кошелек" в Москве и "Единый электронный билет" в Петербурге.

Сплошная польза

Максим Ликсутов также отметил, что развитие диаметров приводит к росту экономики на прилегающих к новым станциям территориях. "Если говорить про диаметр D3, запущенный всего месяц назад, количество кассовых аппаратов вблизи станций увеличилось в три раза. Это говорит о том, что малый и средний бизнес, видя пассажиропоток, видя станцию, мгновенно отреагировал, начал открывать небольшие магазины, кафе, рестораны, различные пункты обслуживания москвичей. Это дает городу и налоговые поступления, и новые рабочие места, и, конечно, в целом развитие экономики. Если всего за месяц произошел такой рост регистрации кассовых аппаратов, это значит, что потенциал новых станций огромен. Эти проекты точно окупаемы и эффективны, они дадут не только улучшение транспортной ситуации, но и огромный толчок, шаг вперед для экономики", - рассказал Максим Ликсутов, не называя конкретных цифр.

При этом министр транспорта Москвы отметил, что до начала реализации программа продления диаметров должна быть одобрена на уровне правительства РФ. "Эту программу мы готовили вместе с коллегами из Минтранса РФ, РЖД и правительства Московской области. Правительство должно принять решение о реализации этой программы", - сказал глава Дептранса Москвы.

Новости из связанных рубрик