Юристы по рассмотрению споров на рынке доменных имен считают, что необходимо регулировать этот сегмент, что станет шагом к упорядочению существующей практики и заполнению дыр в законодательстве. Они предлагают создать специальный арбитраж для рассмотрения доменных споров вне судов по аналогии с арбитражами, которые существуют на базе Единой политики разрешения доменных споров.
Дмитрий
Федонин
© ComNews
13.09.2023

12 сентября 2023 г. на конференции TLDCON 2023 в ходе юридической секции "Вопросы законодательства в сфере ИТ" юристы пришли к мнению, что рынку доменных имен необходимо дополнительное регулирование, но оно должно быть разработано совместно с бизнесом.

Президент юридической фирмы "Интернет и Право" Антон Серго считает, что рынок доменных имен нуждается в государственном регулировании, однако делать это надо без чрезмерного вмешательства в процессы, а также с учетом мнения профессионального сообщества.

Он уверен, что надежда на саморегулирование не оправдает себя на российском рынке доменных имен, так как уже 25 лет эта практика не приносит результата. "Работает известная формула: хороших людей больше, но плохие люди лучше объединены. Из-за того что усилий хороших людей недостаточно, чтобы пресечь деятельность объединившихся плохих, саморегулирование сталкивается с проблемами", - дополнил Антон Серго.

По его мнению, худшим сценарием для рынка станет пристальное внимание государства, а в последнее время оно демонстрирует собственное видение данных вопросов, зачастую далекое от требований отрасли, но у российских участников рынка есть проблемы и с международными арбитражными центрами. "За последние полтора года я вижу определенную дискриминацию российских участников спора, которая основывается на субъектном составе дела. Это одна из причин, по которым российские компании, имеющие основания для решения таких споров, пока взяли паузу", - добавил Антон Серго.

Он подчеркнул, что процесс регулирования должен идти при непременном участии игроков доменного рынка, чтобы не вышло так, что регулирование вводится для профессионального сообщества, но без его участия.

Генеральный директор и сооснователь юридического сервиса "Патрикеев и партнеры" Павел Патрикеев сообщил корреспонденту ComNews, что правовое регулирование может упорядочить ряд существующих на практике подходов, но доменные споры происходят уже не одно десятилетие и рассматриваются по общим правилам Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов. В рамках этой практики появился ряд подходов, отраженных в обзорах и актах суда по интеллектуальным правам, которые стандартизировали разрешение подобных споров.

"Нужно обратить внимание на нормотворчество Координационного центра доменов (КЦД) .RU/.РФ, который в разъяснениях и положениях ввел в практику ряд ключевых процедур, связанных с разрешением споров. Введение регулирования станет шагом к дальнейшему упорядочению уже существующей практики и заполнению дыр в законодательстве - например, в части наследования домена. При этом важно, чтобы законодатель не игнорировал сложившуюся судебную практику и деятельность КЦД .RU/.РФ. Также неверна позиция, что без такого регулирования споры невозможны - судебная практика это опровергает", - пояснил Павел Патрикеев.

Он рассуждает, что одним из разумных предложений является создание специального арбитража для рассмотрения доменных споров вне судов по аналогии с арбитражами, которые существуют на базе Единой политики разрешения доменных споров (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy или UDRP), утвержденной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Данные арбитражи рассматривают споры по поводу доменов онлайн и вне национальных судов.

Антон Серго поддержал коллегу и рассказал о регулировании доменных споров в зарубежных странах и о Единой политике разрешения споров о доменных именах (UDRP), действующей с 1999 г. Он обратил внимание, что в рамках существующей системы UDRP в 2022-2023 гг., к сожалению, присутствует дискриминация российских участников доменных споров, и в связи с этим российские компании теперь практически не обращаются к этой системе. В связи с этим Антон Серго предложил создать обособленный российский арбитражный центр для рассмотрения споров между российскими участниками.

"Формально "регулятор доменов" в самом широком смысле уже есть - это КЦД .RU/.РФ, который обеспечивает функционирование национальных доменов верхнего уровня .ru и .рф и определяет правила аккредитации регистраторов. Это автономная некоммерческая организация, которая взаимодействует с государственными органами - в частности, с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России", - подытожил Павел Патрикеев.

Заместитель директора Координационного центра доменов .RU/.РФ по правовым вопросам Сергей Копылов считает, что на сегодняшний момент какой-то крайней необходимости в дополнительном государственном регулировании не усматривается. "Осуществляя возложенные на него публичные функции, Координационный центр доменов .RU/.РФ разработал и утвердил необходимые регламентирующие документы, регулирующие регистрацию доменных имен, аккредитацию регистраторов, процедуры, применяемые при доменных спорах. По сути, на российском доменном рынке действует уникальная правовая конструкция: решения по доменным спорам выносят судебные органы, а исполнение этих решений в части передачи доменов правообладателям возлагается на аккредитованных регистраторов. Судебная практика тоже не стояла на месте. За эти годы выпущены документы, регулирующие непосредственно споры по доменным именам, такие как справки суда по интеллектуальным правам, который один из первых предложил ряд решений по значимым для доменной сферы правовым вопросам, и, конечно, постановление пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 г. №10 "О применении ч.4 Гражданского кодекса РФ", которое внесло бóльшую определенность в ряд вопросов, связанных с областью доменных имен. Таким образом, в распоряжении юристов уже имеется целый набор правовых инструментов, позволяющих подходить к доменному спору во всеоружии", - рассказал Сергей Копылов корреспонденту ComNews.

Пресс-служба Роскомнадзора сообщила корреспонденту ComNews, что нормативное правовое регулирование необходимо в тех сферах, где не работает или не обеспечивает в должной мере интересы общества, гражданина и государства саморегулирование профессионального сообщества, а дополнительные меры необходимы лишь в тех размерах, чтобы эти интересы обеспечить.

Новости из связанных рубрик