© ComNews
16.08.2023

70% компаний уровня Enterprise используют в рамках одного холдинга более пяти CRM-, ERP-, Service Desk и прочих систем, базирующихся на разных платформах. Только четверть из проанализированных представителей разных отраслей имеют ИТ-инфраструктуру, компоненты которой бесшовно и логично интегрированы друг с другом и не дублируют действующий функционал.

Такие результаты показал анализ запросов на оптимизацию корпоративного IT-ландшафта, поступающих от представителей разных сегментов рынка, который провели специалисты российского разработчика систем и приложений "Эмбер". В исследовании участвовали такие сегменты, как финансы и страхование, ритейл, промышленное производство и энергетика.

Как показало исследование, только четверть из проанализированных представителей разных отраслей имеют ИТ-инфраструктуру, компоненты которой бесшовно и логично интегрированы друг с другом и не дублируют действующий функционал. Остальные же часто решают одни и те же задачи разными инструментами из-за ограничений в выбранных в свое время решениях, бюджетных рамок, приверженности к определенным брендам или из-за личных предпочтений ответственного за выбор управленца.

"Как разработчики, которые привыкли лечить "боли" топ-менеджмента, мы очень часто сталкиваемся с данными проблемами, - подчеркивает Александр Ивлев, генеральный директор "Эмбер". – На мой взгляд, это закономерное следствие поэтапного развития большинства организаций. Не секрет, что любая успешная компания старается автоматизировать процессы, влияющие на получение прибыли, оптимизирующие человеческие ресурсы, минимизирующие рутину и ошибки, связанные с человеческим фактором. Почти любая крупная компания в нашей стране проходила и проходит через поэтапную автоматизацию. Дублирование функций и процессов – это то, что обычно чаще всего беспокоит руководителей. Нередко получается так, что компания "выросла" из внедренного решения, и оно перестает быть эффективным и даже наоборот, усложняет жизнь компании, а поменять его на новое решение страшно, а вдруг будет хуже".

Помимо дублирования функционала специалисты "Эмбер" выделяют проблему "выпадения" некоторых критически важных процессов из общей корпоративной инфраструктуры. Так, в "Эмбер" подсчитали, что даже при условии интеграции всех внедренных решений, направленных на управление продажами, маркетингом, сервисным обслуживанием, производственными процессами, на стыке систем может "выпадать" из структуры от 10 и более процессов, в зависимости от размера и разветвленности компании.

"Могу привести простой пример, - отмечает Александр Ивлев. – Такие на первый взгляд несложные сервисные процессы, как согласование договоров или ведение номенклатурных справочников, остаются неавтоматизированными просто потому, что невозможно решить концептуальные вопросы – на какой из внедренных платформ, имеющихся в компании, это следует осуществить, где собирать данные, как проводить обмен информацией. Часто такие вопросы нельзя закрыть за счет уже установленных решений. И тогда остается два пути – либо множить "зоопарк", либо продолжать работать в Excel".

По разным оценкам, отдельные неавтоматизированные участки работы могут снижать общую производительность компаний на 30%, а иногда и на 50% вследствие затрудненного обмена данными. Например, подсчет рентабельности одной сделки с использованием ручной выгрузки сотрудником данных из разных ресурсов и их последующей загрузки в локальную систему для обработки, в среднем может занимать от трех дней до одной недели.

"Наличие дублирующих функций в разных ИТ-системах на фоне очевидного "выпадения" участков процесса из общей схемы автоматизации является верным признаком того, что настало время для оптимизации "цифрового зоопарка", - считает Александр Ивлев. – Но это не означает, что нужно срочно переводить всю структуру на единую платформу. И здесь мы как разработчики BPM-платформы, уверены, что для компании уровня Enterprise вполне посильно уложить все бизнес-процессы в несколько целевых платформ. На базе современных платформенных решений существуют коробочные программы с широким функционалом, которые в большинстве случаев можно объединять друг с другом без потери производительности. С другой стороны, в нашем портфеле есть кейсы с клиентами, в структуре которых более сотни автоматизированных процессов на базе разных платформ, но все хорошо работает, поскольку выбранные решения отлично стыкуются между собой, благодаря качественно проработанной архитектуре и удобным API. И такой формат не назовешь "зоопарком". Но не следует забывать, что чем больше интегрированных элементов внутри структуры, тем вероятнее риск отказа и тем выше затраты на ее обслуживание".

Новости из связанных рубрик