ВТБ совместно с Минцифры усилит борьбу с мошенниками
ВТБ поможет Минцифры России анализировать данные о звонках и сообщениях мошенников. Новый сервис в режиме онлайн фиксирует номера телефонов и другие каналы связи, которые используют злоумышленники. По оценке ведомства, это поможет в три раза быстрее блокировать преступников. За 2023 г. в ВТБ поступило более 3 млн обращений, связанных с мошенничеством.
Дмитрий
Федонин
© ComNews
07.08.2023

Ежедневно ПАО "ВТБ" получает от клиентов информацию о мошеннических звонках из мессенджеров, чат-бота и контакт-центра банка. Всю информацию банк анализирует совместно с ведомством и операторами мобильной связи для проверки и дальнейшей блокировки подобных вызовов. Ранее процесс мог занимать несколько дней.

В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России пояснили, что бизнес помогает ведомству бороться с мошенничеством, однако не ответили на вопросы корреспондента ComNews.

"Мы поддерживаем работу, которую проводит банк ВТБ. От совместных действий правоохранительных органов, ведомств, банков и операторов связи зависит успешность противодействия телефонному мошенничеству. Блокировка фишинговых ресурсов в доменной зоне .ru и .рф занимает максимум несколько часов. Взаимодействие с бизнесом помогает нам оперативно реагировать на новые угрозы и совершенствовать механизмы борьбы с мошенниками", - рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Шойтов.

Заместитель президента - председателя правления ВТБ Анатолий Печатников добавил, что успех борьбы с мошенниками зависит от оперативной реакции и высокой скорости блокировки их номеров. "Поэтому мы предложили автоматизировать процесс передачи данных о таких подозрительных звонках и реализовали его совместно с Минцифры. Автоматизация сбора номеров и фишинговых ссылок позволила нам в три раза ускорить блокировку злоумышленников с помощью операторов связи и предотвратить до 50% потенциальных атак на клиентов ВТБ. В результате их количество снизилось вдвое. Мы планируем масштабировать эту технологию для всех игроков банковского рынка, чтобы вместе обеспечить защиту как можно большему числу россиян", - отметил Анатолий Печатников.

В прокуратуре Москвы разъяснили, что за последние полтора года за нарушение закона о связи в столице возбуждено более 200 дел об административных правонарушениях в отношении мелких сотовых операторов. "Благодаря оперативным мерам прокурорского реагирования нам удалось практически полностью исключить "подменные" звонки на нумерацию Москвы. Однако мошенники связываются с клиентами банков через мессенджеры, при этом используют символики организаций, от имени которых они якобы действуют", - дополнила руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.

Независимый эксперт рынка ИТ и телеком Вадим Плесский рассказал, что решения для отслеживания подобных мошеннических звонков разрабатываются совместно операторами связи и банками, а если инициатор звонка находится в России, то цепочку прохождения звонка достаточно легко проследить. "В результате блокировка мошеннических звонков в ряде случаев возможна практически в режиме реального времени. Регулятор может выдать операторам связи, которые оказывают услуги подобным мошенникам, предписание об ужесточении контроля, а в случае повтора и отсутствия должного контроля - аннулировать лицензию. Компании, которые дорожат репутацией и лицензией, предпочтут подключиться к системе для борьбы с мошенничеством. Решение разработано в России, однако стоимость его разработки оценить затруднительно, но это однозначно меньшая сумма, чем могут потерять клиенты банка в случае мошенничества", - прокомментировал Вадим Плесский.

Президент ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров поведал, что сбор базы данных о мошеннических звонках позволяет ИТ-специалистам выявлять закономерности проведения таких звонков и тактику злоумышленников. "Это как раз и есть необходимая пища для инструментов искусственного интеллекта (ИИ), которая позволяет ему выявлять новые подобные звонки. Чем больше база, тем быстрее и более адекватно ИИ будет способен распознать зловредный звонок. Решения в области ИИ размножаются как грибы после дождя, но побеждает, скорее всего, тот, у кого есть доступ к наиболее полной базе. Поэтому ВТБ, который осознанно собирает информацию о таких звонках, и становится лидером. Было бы здорово, если бы государство, или ВТБ, дало доступ к этой бесценной базе данных звонков для всех потенциальных поставщиков необходимого решения, проведя среди них конкурс. Конкуренция могла бы помочь найти более качественное техническое решение для ИИ быстрее", - резюмировал Валентин Макаров.

Новости из связанных рубрик