Михаил
Кузнецов

коммерческий директор компании iFellow
22.11.2022
© ComNews

Подход Time & materials (T&M) выгоден и для исполнителя, и для заказчика в случае правильного целеполагания. Приведем несколько примеров.

Аутсорсинг. У клиента уже выстроены процессы и команды, но необходимо точечное усиление, поскольку штат покинул, например, штатный front-end разработчик. Обратившись к подрядчику для закрытия этой позиции, компания выиграет по времени. Но об оперативном подборе нужного специалиста и его работе над задачей все необходимое время можно говорить, если у подрядчика есть четко действующая "машина" по выводу людей на проекты, выстроены системы адаптации и карьерного развития сотрудников.

Fixed price. Стороны договариваются о конечном результате проекта, его сроках и стоимости. Ключевой плюс для заказчика в этом случае — детальное понимание того, что, когда и по какой цене он получит. Но такой подход подразумевает, что заказчик четко понимает, чего хочет. Против здесь могут сыграть появившиеся внешние изменения, на которые придется оперативно реагировать. Можем ли мы в такой ситуации позволить себе несколько месяцев детализировать бизнес-требования, писать техническое задание, разрабатывать и тестировать? Зачастую – нет, потому что через год результат, к которому мы придем, уже не будет нужен. И добавлю, что очень часто бизнес-требования на входе – с низким уровнем детализации, что вынуждает подрядчика учитывать в стоимости множество рисков, это значительно удорожает проект.

Подход T&M находится где-то посередине. Здесь учитываются часы, а команды заказчика и подрядчика гораздо плотнее взаимодействуют друг с другом. Мы получаем гибкость, которой не хватает модели фиксированной цены, при этом ответственность подрядчика не "потеряется", что может происходить при методе точечного усиления: "Мы подобрали сотрудника с необходимыми компетенциями, постановка правильных задач и контроль исполнения на стороне заказчика".

Дополнительным плюсом T&M я бы назвал получение осязаемого бизнес-результата в более сжатые сроки. Сам подход подразумевает "нарезку" задач сторонами так, чтобы раз в несколько недель демонстрировать ценный для бизнеса результат. При этом подрядчик действует в соответствии с процессами заказчика, что позволяет контролировать качество разработки.

Стоит отметить, что работа по T&M — это возможность для компании-заказчика посмотреть на себя "со стороны". Бывает, что какие-то сложности замалчиваются или их разрешение буксует по ряду причин, подрядчик сможет эскалировать их при необходимости. Это явно пойдет на пользу заказчику в дальнейшем.

Существует довольно устойчивое – и ошибочное – представление о подходе T&M, как о способе выкачивать средства из заказчика, растягивая время работы над проектом. Это предубеждение игнорирует тот факт, что любой серьезный подрядчик заинтересован в сохранении взаимоотношений с заказчиком в дальнейшем. И в случае T&M контроль над деятельностью ведется – есть отчетные периоды, на которых проводятся оценки и анализ реализации задач. На самом деле инструментов для управления и контроля достаточно, вопрос в навыках их применения с каждой из сторон.

Значимая доля нашего бизнеса по заказной разработке и тестированию программного обеспечения как раз построена по модели T&M. Например, для одной из крупнейших строительных компаний в России iFellow реализовала проект по разработке информационной системы для автоматизации тендерных процедур, как раз используя такой подход. При сотрудничестве с коммерческими игроками модель T&M успешно прижилась, сложнее при работе с компаниями из государственного сектора, и это объяснимо – правила игры на этом рынке предусматривают проекты, реализуемые по каскадной модели управления. Но это не значит, что и в дальнейшем подход T&M не получит здесь развития.

Читайте также

Новости