16.01.2023
© ComNews

Операторы связи, эксперты и ретейлеры сошлись в оценках, что спрос на кнопочные телефоны в России падает с каждым годом, однако показывает стабильность.

В ПАО "МТС" не видят тенденции к увеличению спроса на кнопочные телефоны по итогам 2022 г. По оценке аналитиков МТС, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. продажи кнопочных телефонов в России упали на 14% в штуках и на 7% в денежном выражении. По предварительным данным, в 2022 г. продано 5,8 млн кнопочных телефонов на сумму 9,7 млрд руб.

Представитель пресс-службы Tele2 сообщил, что спрос на кнопочные телефоны есть и он стабилен, но продажи снижаются каждый год. "Остаются категории абонентов, которые продолжают использовать эти устройства: это не только пожилые клиенты, но также персонал режимных предприятий и школьники. Мы полагаем, что в 2023 г. спрос на эти аппараты радикально не изменится, если только на него не повлияют внешние факторы. Тревожных людей, осознанно отказывающихся от смартфонов в пользу кнопочных из-за "опасений, что они превратятся в кирпичи", будет крайне мало. По нашим прогнозам, продажи кнопочных телефонов в деньгах останутся на уровне прошлого года или незначительно снизятся в сравнении с 2022 г.".

Источник на телеком-рынке считает, что вероятность превращения смартфонов в "кирпичи" близка к нулю, эксперты в отрасли всерьез не рассматривают отключения смартфонов в России.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков отметил, что сегмент кнопочных мобильных телефонов в России составляет менее 10 млн штук, он уже не будет расти по объективным причинам, а будет медленно сжиматься по 5% в год. "По сравнению с 2017 г., объем импорта кнопочных телефонов упал на 40% - с 16,7 млн до 9,5-10 млн штук. Кратковременные факторы не меняют тенденцию, особенно на потребительском рынке. Еще до пандемии рынок прошел стадию перехода "кнопочных" абонентов на смартфоны, и теперь это два параллельных и несвязанных рынка с разными функциями. В том числе поэтому невозможен возврат от смартфонов к кнопочным телефонам, поскольку из-за повсеместной работы мобильных приложений - от банковских до мессенджеров - россияне уже не смогут отказаться от смартфонов. Новости про возможное отключение смартфонов на территории России также не меняют настроений, так как, с одной стороны, большинство покупателей считают этот риск маловероятным, с другой - у них нет никакой альтернативы, например, в виде российской мобильной платформы. Поэтому в 2023 г. импорт и продажи кнопочных мобильных телефонов незначительно снизятся до 9-9,5 млн штук, или около 11 млрд руб.", - прокомментировал он.

Руководитель группы закупок сотовых телефонов, планшетов и гаджетов компании "Ситилинк" Павел Работенко рассказал, что в "Ситилинке" доля кнопочных моделей среди всех продаж сотовых телефонов составляет 10-15% в зависимости от сезонности. "У нас также представлены кнопочные телефоны собственных торговых марок компании и холдинга SunWind и Digma, которые занимают лидирующие позиции по продажам в данной категории. Кнопочные телефоны наиболее часто приобретают как второй, запасной телефон либо как телефон начального уровня, так как это бюджетные устройства с небольшим набором самых необходимых функций. По нашим оценкам, кнопочные телефоны в ближайший год останутся востребованными", - уверен он.

По оценке "М.Видео-Эльдорадо", продажи кнопочных телефонов по итогам 2022 г. на российском рынке составили чуть менее 6 млн штук. "Средний чек сохранился на уровне предыдущего года - около 1,7 тыс. руб., - рассказывает представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо". - По итогам прошлого года на более чем 10 отечественных брендов пришлось свыше 40% проданных устройств. На рынке, как и в наших сетях, в топ-5 входят российские бренды teXet и F+. В 2022 г. на российском рынке на кнопочные устройства пришлось около 20% от общих продаж мобильных девайсов, еще 80% - на смартфоны. Кнопочные телефоны являются скорее нишевыми устройствами, но стабильно пользуются спросом, в качестве дополнительного устройства, в том числе для работы, или основного у детей, пожилых людей, как аналог "домашнего" телефона, или у цифровых аскетов. Среди преимуществ кнопочных телефонов автономность и длительный срок службы, невысокая стоимость, а также надежность - востребован сегмент ударопрочных и влагоустойчивых телефонов".

На днях ПАО "МегаФон" презентовало линейку кнопочных телефонов под собственным брендом Fontel. Первая модель уже поступила в продажу. В компании планируют, что до конца 2023 г. бренд займет до 50% продаж кнопочных телефонов в розничной сети оператора. Телефон Fontel FP 200 оснащен цветным дисплеем, слотом для двух сим-карт, аккумулятором на 600 мАч, а также возможностью использовать карту памяти объемом до 32 Гб.

"Несмотря на популярность смартфонов, мы видим стабильный спрос на кнопочные телефоны в своей розничной сети. Линейка Fontel разработана с учетом актуальных потребностей пользователей и может конкурировать с устройствами, представленными в рознице, а также полностью заменить продукцию брендов, ушедших с российского рынка", - комментирует Давид Борзилов, директор по продажам "МегаФона". Реализацией проекта, разработкой и поставками телефонов Fontel занимается дочерняя компания "МегаФона" Revo Charge. Вcего в 2023 г. будет запущено в продажу восемь моделей под брендом Fontel. В линейке будут представлены раскладные телефоны, а также оснащенные дополнительной защитой - противоударные и водонепроницаемые. Стоимость устройств будет составлять от 590 до 2990 руб.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков считает, что вывод бренда кнопочных телефонов от "МегаФона" - это тенденция на российском рынке. "Ее мы предсказывали еще несколько лет назад. Крупные российские игроки с необходимым ресурсом будут развивать собственные бренды мобильных телефонов, как кнопочных, так и смартфонов. У "МегаФона" есть все составляющие для такого решения: одна из крупнейших в России база активных абонентов, собственная торговая сеть, отлаженные каналы импорта. Встряска на рынке электроники в связи с уходом отдельных лидеров дала дополнительный толчок этой тенденции, поскольку собственный бренд позволит "МегаФону" гораздо более гибко и предсказуемо управлять поставками и продажами устройств", - прокомментировал он.

Источник на рынке полагает, что бренд Fontel предназначен в первую очередь для потребительского рынка, поскольку его масштаб, как и заявленный объем продаж Fontel, значительно превышает размер возможного госзаказа. А поставки для госнужд, скорее всего, вообще не будут афишироваться.

Читайте также

Новости