Виктория
Ефимова

руководитель Центра бизнес-инноваций "Северсталь – Центр Единого Сервиса"
© ComNews
18.09.2023

Стоит ли доверять искусственному интеллекту, и как различные компании уже используют его для работы со стратегическими целями ComNews рассказала Виктория Ефимова, руководитель Центра бизнес-инноваций "Северсталь – Центр Единого Сервиса".

Нейросети – мощный инструмент для развития бизнеса. Компаниям, работающим с огромными потоками информации, искусственный интеллект помогает выполнять множество рутинных операций, мгновенно обрабатывает гигабайты данных и предоставляет лишённую субъективности оценок аналитику. Как результат – ИИ работает на формирование реальных основ для оперативного принятия бизнесом взвешенных решений. Это даёт возможность повышать эффективность процессов, экономить время дорогостоящих сотрудников и повышать доходность компании.

Чтобы оставаться в рамках запланированного пути в качестве "навигатора" на помощь приходит принцип сквозного построения бизнес-процессов. Конструкция таких процессов делает возможной синергию от взаимодействия различных бизнес-юнитов и функций в них. Что, в свою очередь, позволяет добиваться оптимальных параметров результативности работы компании.

Основа же как оптимального построения сквозных бизнес-процессов, так и принятия стратегически значимых решений – комплексный анализ текущей деятельности. И вот тут-то современные инструменты, созданные на базе искусственного интеллекта, и вносят свой значительный вклад в решение насущных задач. Иными словами, возможности ИИ значительно облегчают формирование обоснованной стратегии компании и постановку её команде реальных целей с чёткими параметрами, на которых, в конечном итоге, и строится дизайн всех дальнейших бизнес-процессов и KPI каждого сотрудника. Плюс, существенно экономят время дорогостоящих управленцев.

Остановимся подробнее на актуальных доступных способах использования нейросетей в таком контексте.

Сбор и анализ данных. ИИ помогает собирать данные из открытых источников и источников компании, включая данные о рынке, потребителях, конкурентах и множестве внутренних процессов компании. Это позволяет получить более глубокое и, самое главное, реальное понимание текущей ситуации и выявить возможности для роста и развития. Уже на основе анализа таких данных нейросети могут также предлагать стратегические рекомендации и помогать формулировать бизнес-цели.

Прогнозирование. Искусственный интеллект хорош в перспективной оценке: будущих тенденций, рыночных условий и изменений, – всего того, что может существенно повлиять на реализуемость стратегии компании. На основе этих прогнозов руководство примет более информированные решения и установит соответствующие им бизнес-цели или скорректирует текущие, не допустив возникновения срочно нуждающегося в "тушении пожара", в т.ч. финансовых или правовых рисков.

Автоматизация принятия решений. Нейросети могут не только анализировать данные, но и предлагать оптимальные варианты действий, основываясь на заранее заданных критериях или правилах. В ряде случаев это поможет в принятии решений, для которых критически важно отбросить личное, своевременно увидеть полную картину, объединяющую множество объективных данных, и минимизировать любые факторы, ведущие к потери времени.

Имеется ряд положительных отличий в том, насколько правдоподобны и реализуемы стратегии в организациях, имеющих высокий уровень автоматизации, по сравнению с теми, кто всё ещё ведёт дела в соответствии с принципами "хочу/не хочу, нравится/не нравится" руководителей. Основываюсь на опыте работы "Северстали" как с проектами в рамках нашей собственной экосистемы, так и на клиентскими, которые реализует "Центр Единого Сервиса". В первом случае показатели объективности, количество учитываемых данных и метрик, надёжность двусторонней связи между стратегическими бизнес-целями и задачами для подразделений, – значительно выше в компаниях с высоким уровнем автоматизации всего, что возможно, включая центры принятия решений.

Кроме того, автоматизированные системы значительно быстрее, чем реальные люди, генерируют отчёты на основе актуальных данных по запросу сотрудника с соответствующим уровнем доступа. И при необходимости можно оперативно внести в стратегию коррективы, а не держаться за неё до последнего, пока не обрушится внезапное "шеф, всё пропало!", с которым уже ничего не поделать.

Безусловно, важно ещё раз отметить, что ИИ ни в коей мере не заменяет руководителей и их решения, а лишь служит надёжным, безотказным и не капризным инструментом для поддержки принятия решений и формирования жизнеспособной стратегии, учитывающей множество факторов. Ответственным за финальные решения и определение стратегических приоритетов остаётся руководство компании.

Основной вопрос тут, скорее, в том, как и на каком уровне используются современные высокотехнологичные достижения. Рядовому сотруднику ИИ хотя и может пригодиться в повседневной жизни, ничего страшного не произойдёт, если он будет использоваться только для создания забавных картинок, а работа станет вестись "по старинке". Однако подобная недальновидность – неиспользование всего доступного инструментария, чтобы вести бизнес максимально доходно и безопасно, для представителей топ-менеджмента буквально недопустима.