Артем
Чепрак

генеральный директор АО "Информтехника и Связь"
© ComNews
04.09.2023

В 2022 году, по данным аналитиков Big Data МТС, мобильный трафик зарубежных платформ видеоконференцсвязи (ВКС) упал на 19% по сравнению с 2021 годом, а российских — вырос на 41%. Количество россиян, которые хотя бы один раз запускали сервисы для видеоконференций, в 2022 году увеличилось на 5%. Несмотря на отмену карантинных ограничений во многих компаниях, люди продолжают активно использовать сервисы для ВКС для корпоративной коммуникации и общения с близкими. При этом бизнесу уже недостаточно только ВКС, компании нуждаются в полноценной экосистеме для корпоративных коммуникаций, хотя по привычке называют этот продукт платформой для видеоконференцсвязи. О том, как экосистемы корпоративных коммуникаций решают задачи российских компаний, рассказал Артем Чепрак, генеральный директор АО "Информтехника и Связь" - компании-разработчика корпоративного мессенджера РОСЧАТ.

Понятие экосистемы для корпоративных коммуникаций

По аналогии с экосистемой в природе различные каналы корпоративных коммуникаций, как отдельные организмы, объединяются, эволюционируют и адаптируются к среде, но в случае инструментов для делового общения – персонализируются и кастомизируются под потребности заказчика. Экосистема корпоративных коммуникаций постепенно объединяет разрозненные решения для общения – телефонию, электронную почту, мессенджеры, которых бизнес использует сразу несколько для различных целей (внутреннее общение, переписка с контрагентами, рассылки клиентам). В зависимости от функционала экосистемы, она может частично исполнять роль корпоративного портала или СRM-ситемы, выступать в качестве площадки для подбора и обучения персонала (переписка, видеособеседование, адаптация тренинги, рассылка корпортавных новостей), а также иметь встроеннный каталог продукции (маркетплейс) с возможностью оплаты, контакт-центр для взаимодействия с клиентами.

Почему бизнесу перестало хватать ВКС

Пик спроса на системы видеоконференцсвязи пришелся на 2020 год, когда большинство сотрудников, да и представителей бизнеса, ушли на удаленную работу. Выручка компаний-поставщиков оборудования и программного обеспечения для ВСК составила 5,8 млрд рублей, в 2021 году, несмотря на снятие ограничений, этот показатель увеличился на 34% до 7,7 млрд рублей. Объемы рынка ВКС в 2020 году составили 2,5 млрд рублей и до 2025 года будут ежегодно прибавлять по 15-20%. Однако, согласно данным нашей компании, среди представителей российского рынка растет спрос не конкретно на ВКС, а на полноценные UC-платформы (системы унифицированных коммуникаций). Главное отличие этих понятий заключается в том, что ВКС обеспечивают возможность совершать аудио- и видеозвонки и аудио- видеоконференции, а в UC-платформе гораздо больше опций. Например, групповые и персональные чаты, конструктор опросов, передача вложений в криптоконтейнере. Кроме того, ВКС не интегрируются с такими системами, как СКУД, DLP-система, не поддерживают традиционную телефонию (аналоговая и TDM) и транкинговую связь.

Поэтому бизнес заинтересован не в ВКС, а именно в полноценной экосистеме для делового общения. В основном за счет того, что все коммуникации, как внутренние, так и внешние, осуществляются в "едином" окне, что решает сразу несколько бизнес-задач: экономит время, так как все общение происходит в едином приложении и нет потребности открывать сразу несколько окон, а также позволяет сохранить историю переписки с клиентами, партнерами, сотрудниками в одном месте. Это дает возможность не тратить время на поиски какой-то информации, когда она нужна срочно. Например, при трудоустройстве новых специалистов вся уставная документация компании, должностные инструкции, образцы служебных записок и бланков для официальных писем могут храниться в экосистеме для корпоративных коммуникаций. Кроме того, растет спрос на услуги интеграции с внутрикорпоративными информационными системами и инструментами ИБ.

Отечественные UC-решения в тренде

Первые системы унифицированных коммуникаций появились в России в 90-х годах тогда они практически на 100% представлялись зарубежными вендорами - Microsoft, Avaya, Cisco, Unify. Однако, после их решения покинуть рынок нашей страны, спрос на отечественные разработки в сегменте UC-решений вырос в несколько раз. И если в 2022 году крупный, средний и малый бизнес еще занимали выжидательную позицию, надеясь на возвращение зарубежных вендоров, то в текущем году стало очевидно – как раньше уже не будет.

Первое, с чем столкнулись представители российского бизнеса, – ограничение доступа к своим UC-платформам, которое некоторые вендоры применили в отношении российских пользователей, в том числе и в B2B-сегменте. Например, после введения санкций в отношении нашей страны Slack ограничил доступ к сервису для некоторых клиентов из России — в основном, для организаций, которые попали в санкционные списки. Также участились случаи, когда российские компании получали отказ со стороны западных ИТ-холдингов в технической поддержке, продлении лицензий, загрузки обновлений.

Риски окончательной блокировки внедренных импортных UC-решений стали предпосылкой для запрета Роскомнадзором представителям российских банков и других финансовых организаций использовать зарубежные продукты для корпоративных коммуникаций. В скором времени компании, которые продолжают использовать MS Teams, Slaсk, Cisco WebEx, WhatsApp и Telegram для обмена деловой информацией, могут получить штрафы. Пока их размеры окончательно не определены, однако, согласно действующему законодательству РФ, минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 5 000 рублей – небольшая сумма, но более серьезные нарушения для малого и среднего бизнеса чреваты потерями от 100 000 до 500 000 тысяч рублей. Крупные компании могут получить штрафные санкции в размере 1 млн рублей, или оборотные штрафы, а также столкнуться с принудительной блокировкой используемых ресурсов.

Способны ли отечественные производители предложить качественные аналоги

С точки зрения пользователей трудность перехода на отечественные UC-технологии заключается, в большинстве случаев, в потребительском опыте, то есть привычке к интерфейсу и функционалу западного ПО. Однако российские разработчики готовы "подгонять" свои продукты под потребности отечественного бизнеса и его сотрудников. Именно это может стать преимуществом российского софта не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках и увеличить объем его экспорта в 2023 году. По итогам 2022 года он уже вырос на 10% по сравнению с прошлым годом благодаря поставкам в дружественные страны. Этот показатель будет увеличиваться и дальше, если отечественные разработчики будут предлагать больше уникальных продуктов с широким набором опций или конкурировать по цене без потери функционала зарубежного ПО.

В чем плюсы российских UC-решений и будет ли спрос на них расти и дальше

При поддержке государства количество отечественных разработчиков и их UC-продуктов для различных представителей бизнеса будет расти, как и объемы использования инновационных отечественных продуктов. При высокой конкуренции будет расти и привлекательность разработанных решений. Уже сегодня российские продукты имеют ряд преимуществ. Например, выгодная по сравнению с зарубежными аналогами стоимость, возможность заказчика разместить ПО на собственных серверах, отсутствие рисков блокировки пользователей, доступа к учетным данным и утечки данных. Это способствует повышению безопасности хранения данных, кроме того, внедрение средств корпоративных коммуникаций в существующую ИТ-инфраструктуру компаний позволяет сохранить предыдущие вложения заказчика в оборудование и программное обеспечение. Например, наш мессенджер интегрируется с Active Directory, IP-АТС и другими ИТ-системами, со СКУД, что позволяет отслеживать время входа/выхода сотрудника в офис или специальные помещения, DLP позволяет исключить риски утечки конфиденциальных данных.