Сергей
Туманов

директор SoftMall
© ComNews
07.02.2022

По предварительным данным, 2021 год был в целом успешным для российского ИТ и ИБ рынка. Директор SoftMall Сергей Туманов рассказал корреспонденту ComNews Якову Шпунту о том, насколько эти прогнозы близки к реальности и о перспективах на наступивший 2022 год.

- По данным аналитикам, российский рынок ИТ и ИБ выросли. Ощущаете ли вы этот рост?

- Безусловно, да. Приведу немного цифр. Согласно исследованиям, которые были опубликованы в конце 2021 года наибольшие затраты на внедрение и использование ИТ, пришлись на финансовый сектор – 491,1 млрд рублей (19,9% в общем объеме расходов на цифровизацию отраслей экономики и социальной сферы). Второе место – обрабатывающая промышленность с показателями 226,7 млрд рублей (9,2% соответственно). Третье место занимают организации сферы транспорта и логистики (199,8 млрд рублей; 8,1%). Следом идет сфера оптовой и розничной торговли, где вложения цифровые технологии оцениваются в 154 млрд рублей (6,2%). В общих расчетах на цифровизацию по всем отраслям доля указанных составляет практически половину (43%).

В 2021 году мы наблюдали рост спроса на программное обеспечение, серверное и телекоммуникационное оборудование, а также на услуги по защите информации. Устойчивый рост наблюдается с 2020 года, когда компании массово переходили на удаленный режим работы. Так же началась реализация ряда проектов по цифровизации, том числе в области телемедицины, интеллектуальных транспортных систем, энергетики и импортозамещения. В 2021 году эта тенденция продолжилась.

В целом уровень цифровизации рынка очень высок. Компании все больше автоматизируют бизнес-процессы, переводят их в цифру, что влечет расширение ИТ-ресурсов и обеспечение их безопасного функционирования.

Информационные инфраструктуры и система защиты становятся громоздкими, многовендорными, распределенными и все чаще стоит проблема их управлением и оркестрации.

По мере цифровой трансформации происходит рост спроса на практическое использование искусственного интеллекта. Есть отчетливая тенденция к роботизации многих процессов. Она касается и управления ИТ. Например, голосовые ассистенты и чат-боты начинают применяться для решения задач, связанных с обслуживанием не только клиентов, но и собственных сотрудников. И такие системы автоматизации работы операторов служб внутренней поддержки очень хорошо себя показывают и при этом довольно просты. Подобных проектов сейчас довольно много.

- Какой сегмент вырос сильнее других в ИТ и ИБ?

- Подводить результаты еще рано, так как не все еще закрыли год и предоставили отчеты, но уже отмечается "пандемийный" ИТ рост персональных компьютеров, серверов и закупки программного обеспечения, Мы наблюдали существенный рост продаж средств защиты сетевого периметра. Это прямое продолжение проектов по организации инфраструктуры удаленной работы 2020 года, многие из которых проходили в явной спешке и где к защите подходили по остаточному принципу. Также вырос спрос на инструментарий мониторинга, централизованного управления системой информационной безопасности, контроля привилегированных пользователей. Но в целом рост происходит равномерно, какое-то одно направление в отрыве от других расти не может.

- Были ли какие-то сегменты, которые можно назвать провальными?

- Нет. Рост был во всех сегментах, в том числе тех, которые принято считать консервативными. Хотя, возможно, где-то рост был менее интенсивным. Будем ждать окончательного подведения итогов.

- Можно ли ожидать резкого падения спроса на оборудование вследствие нарушения планового цикла обновления?

- Не думаю. Сейчас рынку ресурсов не хватает. Дефицит микроэлектроники ведет к дефициту оборудования, и устранение его займет еще какое-то время. При этом спрос продолжает расти за счет увеличения количества всевозможных цифровых инициатив. По прогнозам, потребность в оборудовании к 2025 году вырастет на 40%. Говорить о затоваривании тут не приходится. Скорее, тут больше риск того, что ситуация с дефицитом оборудования может затянуться.

- Какой сегмент ИТ рынка с вашей точки зрения "выстрелит" в 2022 году? Почему?

- Несмотря на все перипетии 2020 и 2021 годов, продолжался процесс цифровой трансформации. Это дало мощный толчок развитию сервисов с использованием искусственного интеллекта. Будут развиваться системы защиты промышленной инфраструктуры, в том числе IoT. Но все же, как мне кажется, какого-то резкого роста не будет. Все будет расти более-менее равномерно, без особых всплесков и провалов.

Однако спрос на относительно новые направления, такие как XDR (Extended Detection and Response, расширенная система обнаружения и устранения угроз) или SASE (Secure Access Service Edge, пограничный сервис безопасного доступа) может быть выше среднерыночного. Запрос на их внедрение был и раньше, но данные классы систем достигли должного уровня зрелости только сейчас. И как раз в ближайшем будущем они должны начать активно приобретаться и внедряться.

- Стоит ли ожидать появления чего-то принципиально нового в текущем году? Что им может стать?

Вряд ли может появиться что-то принципиально новое. В сфере информационной безопасности особенно в госсекторе многое зависит от политики регуляторов, и их нормативные акты создаются согласно заранее утвержденным планам. Не ожидается и каких-то событий, которые могут перевернуть рынок с ног на голову. Все должно развиваться предсказуемо. Процессы цифровой трансформации, а в отсталых отраслях информатизации и базовой автоматизации, также будут идти. Будет спрос на ИТ-инфраструктуру и на системы защиты, игнорирование внедрения которых может быть чревато серьезными проблемами.

- Ожидаете ли вы рост практического интереса к облачным сервисам?

- Он уже происходит. Многие начали их активно использовать весной 2020 года, когда пришлось массово переводить сотрудников на удаленный режим работы. У многих компаний отсутствовали собственные ресурсы, и пришлось использовать внешние, прежде всего, облачные решения. В итоге бизнес облака, что называется, распробовал и начал использовать. Также это укладывается в общую тенденцию на повышение уровня автоматизации. Миграции в облака способствовали и политика импортозамещения с одной стороны, и проблемы с дефицитом физического оборудования с другой. Да и поставщики облачных сервисов стали активнее. Также активизируются партнерские программы, куда включаются вендоры физического оборудования, различного ПО, а также интеграторы. В итоге использование облаков растет.

Хотя дефицит физических серверов все же не стал ключевой причиной для перехода в облако, по крайней мере, для большинства. Он возник во второй половине 2020 года и во многом был неожиданным. Учитывая то, что поставки такого оборудования планируются на многие месяцы вперед, последствия логистических сбоев мы только будем наблюдать в течение текущего года.

На мой взгляд, более значимой причиной стал дефицит места в ЦОД. Причем этот дефицит возник очень быстро. Возникали сложности и с бюджетированием подобного рода затрат. Сыграло свою роль и то, что оценить то, хватит ли заказчику арендованного места в серверной, часто оказывается невозможно. А под развертывание систем, рассчитанных на поддержку удаленной работы, особенно в тех компаниях, где о таком режиме работы до начала пандемии никогда не задумывались, места надо было сразу много. При этом через какое-то время весь этот объем вполне может оказаться ненужным. Переход в облако оказывался быстрым и при этом существенно менее затратным, особенно если речь шла о размещении какой-то небольшой системы или ее отдельного элемента. Размещение какой-то крупной системы в облаке до сих пор является делом не очень простым и к тому же затратным. Но все же появлялся опыт, и вариант, который рассматривался как временный становился постоянным. Альтернативой облаку могла стать только аренда оборудования с последующим выкупом. Но по мере развития пандемии пришлось переводить на удаленный режим все больше сотрудников, и этот вариант оказывался менее привлекательным. Да и оборудование на складах быстро заканчивалось.

- К облакам в России долгое время сохранялось определенное недоверие. Осталось ли оно?

- Недоверие к облакам и в целом к внешним ресурсам сохраняется. Это связано с тем, что отсутствует полный контроль над облачными ресурсами, тогда как на производительность, отказоустойчивость, безопасность (по крайней мере, физическую) собственных мощностей влиять можно. По крайней мере, существует иллюзия такого контроля. Но со временем поставщики модифицируют свои сервисы, в том числе в сотрудничестве с другими компаниями, включая поставщиков разного рода ИТ-систем, оборудования, защитных инструментов. В итоге уровень доверия к ним увеличивается.

Вижу также положительный эффект от выхода на рынок крупных игроков вроде Яндекса, VK, Группы Сбер с сервисами, ориентированными на корпоративных заказчиков. Появление их услуг усиливает конкуренцию и способствует росту качества услуг у всех.

- Насколько расширение практики использования облаков повлияет на бизнес интеграторов?

- Интеграторы активно включаются в процесс использования облаков. Соглашений с участием поставщиков сервисов с одной стороны, интеграторами и поставщиками средств защиты с другой становится все больше. И этот процесс взаимовыгоден для всех. Потребители получают более качественные и безопасные сервисы, которые удовлетворяли бы требованиям заказчиков, в том числе и в плане доверия, с чем до сих пор много проблем, а поставщики в самом широком смысле этого слова адаптируют свой бизнес под требования времени. Но ИТ-рынок меняется постоянно, и нужно быть гибкими, чтобы на нем удержаться. И облако лишь один из многих факторов, которые трансформируют рынок.

- Чего вы ждете от наступившего года?

- Развитие процессов информатизации и цифровизации потребует новых ресурсов. Растет запрос на информационную безопасность, причем не просто на формальное соблюдение норм регуляторов, но и на обеспечение реальной защищенности. Информационные системы требуют более сложного и зрелого подхода. Так что рост рынка продолжится.