Мнение / декабрь 2021
Продвинутая телематика: от мониторинга транспорта до IIoT

Максим
Ревякин

руководитель отдела регионального развития Galileosky
© ComNews
06.12.2021

Эпоха базового GPS-мониторинга прошла. Бизнесу уже нужно не просто следить за движением транспортных средств, а собирать и анализировать массу параметров. Это могут быть скорость движения, обороты, расход топлива, температура и многие другие переменные, которые помогают решать более сложные задачи бизнеса и вместе с тем повышать эффективность работы и сокращать издержки. И эти задачи появляются не только в транспорте. Применение GPS/ГЛОНАСС оборудования становится шире. Как бы громко это ни звучало: сегодня мы говорим о наступлении эры продвинутой телематики.

Что такое продвинутая телематика

В отличие от простой или базовой телематики, продвинутая ориентирована на решение комплексных задач. Системы позволяют не только осуществлять спутниковый мониторинг, анализировать первичные данные с CAN-шины транспортного средства и создавать отчеты. У них расширенные возможности, такие системы способны удовлетворять самые необычные и сложные запросы заказчиков.

Один из таких кейсов — создание системы телематики для дилера Toyota Lexus в Казахстане. С помощью оборудования Galileosky интегратор Zerecon застраховал дилера и минимизировал риски при продаже автомобилей в кредит. Транспортные средства оснастили терминалами, которые анализируют ряд параметров: зажигание, скорость, обороты, топливо, положение центрального замка и другие. При невыполнении кредитных обязательств, умышленном демонтаже оборудовании или глушении GSM с превышением заданной границы пробега — запуск двигателя блокируется. Это решение оказалось выгодно для обеих сторон: у клиентов появилась возможность получить кредит и владеть транспортным средством, у дилера – расширить зону контроля за теми, кто не выполняет обязательства или нарушает правила договора.

Сегодня возможности телематики ограничены лишь потребностями и фантазиями клиентов. Еще лет 5 назад всё было иначе. Бизнес не знал о возможностях телематики. Не было и таких потребностей, как сейчас. Компании меняются, становятся более технологичными.

Мощный толчок для внедрения цифровых решений дала и пандемия коронавируса. Она стала испытанием для многих бизнесов и указала на необходимость автоматизации процессов и удаленного управления. Потребовались оперативные действия, поэтому компании стали переходить к внедрению технологий. Особенно это коснулось транспортной отрасли. Необходимость снижения расходов, рост объема грузоперевозок автомобильным транспортом и потребность сделать логистику максимально прозрачной — все это вышло на первый план в период пандемии. Внедрение продвинутых систем телематики решает такие запросы. Поэтому спрос на наши решения вырос, остается высоким и сейчас.

Сегодня клиенты ценят простые и гибкие решения. Даже при создании сложных, комплексных систем телематики мы делаем их простыми и удобными в пользовании. В проектах зачастую используем стек технологий, интегрируем наши продукты с несколькими другими для получения единого комплексного решения. Кроме GPS-трекеров одновременно работают, например, датчики света, влажности, температуры, открытия дверей. Все они функционируют как единый механизм. И это гибкая система — независима от конкретного производителя или интегратора. Клиенты могут самостоятельно составлять сценарии, усложнять их или расширять. Гибкость — еще одно качество продвинутой телематики.

Big Data и создание предиктивных систем

Когда мы говорим о базовом GPS-мониторинге и телематике, то имеем в виду слежение и контроль объектов в данный момент времени. Однако заказчикам уже нужно больше — не просто получать данные, но и автоматически анализировать их. Всё идет к использованию предиктивной аналитики и систем прогнозирования.

Наши системы уже собирают и анализируют большой объем данных, а также помогают пользователям предсказывать события, которые вероятно произойдут с объектом. Работать с Big Data может человек или искусственный интеллект. Вся информация хранится на серверах в базе данных. Это позволяет анализировать показатели в любой момент времени и принимать качественные управленческие решения в дальнейшем.

Один из примеров предиктивной способности систем — кейс, заявленный на премию Galileosky Contest. Специалисты "Ульстрастар" создали решение, которое позволяет отслеживать неблагоприятные метеофакторы на дорогах (снег, снежный накат, гололед), прогнозировать последствия и своевременно отправлять дорожную технику. 50 метеостанций Viasala на автодорогах Свердловской области оснастили терминалами Galileosky, которые собирают и передают параметры: скорость и направление ветра, влажность, температура воздуха и дорожного покрытия, вид и количество осадков, коэффициент сцепления с дорогой. Данные поступают в систему для оценки метеоусловий и позволяют вовремя среагировать — отправить подрядчиков для решения проблемы. Вместе с тем, гарантируют объективность расчетов работ служб.

Телематика сходит с колёс

Телематическое оборудование традиционно применялось в транспорте. Но последние пару лет наблюдается расширение границ спроса. Продвинутая телематика используется в добывающей отрасли, в сельском хозяйстве. Есть кейсы, когда оборудование применяется в сфере рекламных услуг. Например, терминалы Galileosky установлены на призматроны — билборды с поворотным механизмом — в Сербии. Они отслеживают время показы рекламы с каждой стороны, выгружают отчеты рекламодателям и автоматизируют процесс выставления счетов клиентам. Кроме того, следят за работой механизма, чтобы рекламный щит работал без сбоев.

Телематическое оборудование все чаще применяется на стационарных объектах. Мы это видим по запросам клиентов и выполненным проектам. Оно управляет буровыми установками, промышленными теплицами, геотермальными станциями. Телематика становится всё ближе к промышленному интернету вещей (IIoT), границы между ними размываются. И в этом есть свои плюсы — вместе они позволяют создавать комплексные решения для самых разных отраслей рынка. В транспорте помогают автоматизировать управление автопарком, отслеживать работу водителей и необходимость техобслуживания. В логистике — сокращать затраты на грузоперевозки и минимизировать человеческий фактор. В сельском хозяйстве — создавать "умные" теплицы, зернохранилища, фермы и оптимизировать затраты. В добывающей отрасли — контролировать потребление энергии и увеличивать объемы добычи. И в любой из этих сфер внедрение IIoT-решений — возможность повышения эффективности работ при снижении затрат. То, что и нужно современному бизнесу на фоне кризиса после пандемии.