Мнение / август 2021
Тариф "без границ": как снять инфраструктурные ограничение в телеком-компании

Сергей
Харламов

архитектор департамента систем хранения данных "Mail.ru Цифровые технологии"
© ComNews
02.08.2021

Персонализация сервисов, быстрая разработка и вывод на рынок новых продуктов - важные драйверы роста телеком-компаний сегодня. Главное препятствие на этом пути - устаревшая ИТ-инфраструктура, на которую опирается отрасль сегодня. Сергей Харламов, архитектор департамента систем хранения данных "Mail.ru Цифровые технологии", рассказывает, как можно решить эту проблему без серьезных вложений в ИТ-модернизацию.

Телеком-шторм

По итогам 2020 года телеком-рынок в России сократился на 0,7% до объема в 1,73 трлн рублей, говорят данные "TMT Консалтинг". Аналитики отмечают, что это худший показатель в современной истории. На фоне роста потребления трафика в пандемию серьезно выросли расходы операторов на содержание сетей из-за высоких нагрузок. Так, у некоторых компаний эти статьи расходной части бюджета подскочили на 80%.

Новых абонентов в большом количестве взять неоткуда - их предельное число ограничено. Отвоевывать клиентов у конкурентов путем ценовых войн – бессмысленно. Рынок держится на балансе цен на услуги, и если кто-то решит поиграть в демпинг, равновесие будет нарушено.

В этих условиях рынок нашел для новые точки роста – диверсификация бизнеса через запуск новых цифровых сервисов и повышение среднего чека с помощью персонализации маркетинга. Однако на пути к "цифре" телеком-операторы столкнулись с инфраструктурными ограничениями. Исторически ориентированная на поддержку бизнес-процессов ИТ-инфраструктура оказалась не готова к вызовам нового времени.

Что пошло не так и причем тут ИТ?

ИТ-ландшафт большинства телеком-операторов отражает постепенное развитие бизнеса компании. Корневые ИТ-системы, такие как биллинг, функционируют много лет и заточены на решение задач основного бизнеса компании. Как правило это монолитные решения, которые сложно или даже невозможно адаптировать под новые потребности. Существующая инфраструктура становится сдерживающим фактором развития цифровых сервисов по нескольким причинам:

  1. Сложность инфраструктуры

ИТ-ландшафт телекоммуникационных компаний в процессе развития становится все сложнее. Например, если возможностей текущей биллинговой системы не хватает, для расчета оплаты новых сервисов подключается дополнительная ИС. В конечном итоге это приводит к возрастанию паразитных нагрузок на инфраструктуру монолита, усложняя интеграцию систем.

  1. Устаревшие корневые системы

Заменить существующие много лет корневые системы в монолите крайне сложно. При этом системы, 10 лет назад бывшие лучшим решением, сейчас могут не удовлетворять потребностям бизнеса. Так, устаревшая CRM прекрасно справляется с информированием абонентов о новом тарифе или спецпредложении по SMS, но не подходит для задач маркетинга в реальном времени или работы со сторонними сервисами.

  1. Увеличение сроков и издержек

В условиях высокой конкуренции скорость разработки и запуска новых продуктов играет решающую роль. При этом неповоротливость ИС повышает стоимость и время вывода нового сервиса на рынок. Монолитный характер инфраструктуры не позволяет выделять и адаптировать мощности под необходимую задачу.

Очевидно, что если инфраструктура ограничивает развитие бизнеса, компания стремится это исправить. Традиционно существует три базовых сценария изменений.

Сценарий №1

Суть первого и весьма популярного сценария преобразований в том, чтобы ничего не менять. Если существующая инфраструктура работает и справляется с поддержкой основного бизнеса, зачем что-то менять? Проблема в том, что пока компания "не трогает, чтобы не сломать", конкуренты заняты развитием. И если в краткосрочной перспективе разница будет не так заметна, в течение нескольких лет разрыв станет критическим.

Сценарий №2

Другой распространенный сценарий – вертикальное масштабирование. Компания покупает дорогое производительное оборудование под прогнозируемые нагрузки и переносит на него существующие системы. Это затратное, но простое и вполне работающее решение. Однако и новые ресурсы исчерпаются с течением времени. Рано или поздно оператор снова упрется в потолок, и тогда понадобится еще один раунд расширения, такой же дорогостоящий.

Сценарий №3

Многие также прибегают к горизонтальному масштабированию. Это подразумевает разделение ИТ-системы на несколько небольших связанных составляющих и разнесение их по разным машинам. Например, бэкэнд сайта можно разделить на две части – одна хранит данные, а вторая принимает и обрабатывает запросы абонентов. Горизонтальное масштабирование помогает снизить TCO, упростить процессы поддержки и эксплуатации. Подобные проекты предполагают значительную перестройку ИТ-инфраструктуры, следовательно, затягиваются на довольно длительный период и могут длиться сверх запланированных сроков, принимая характер "ИТ-долгостроя".

Ни один из классических подходов не решает проблему в полной мере. Компания при любом раскладе теряет либо эффективность, либо драгоценное время. Именно поэтому многие телеком-операторы пришли к концепции трехскоростного ИТ.

Новая скорость ИТ-инфраструктуры

Трехскоростное ИТ получило свое название в честь промежуточного слоя, который создается между корневыми системами и пользовательскими сервисами. Слой, как правило, создается на базе технологий in-memory, которые позволяют "разогнать" инфраструктуру до необходимой цифровым сервисам скорости. При этом промежуточная система устанавливается прямо поверх корневой, исключая перестройку ИТ-ландшафта.

Как это работает на практике?

Кейс: маркетинг в реальном времени для "МегаФона"

"МегаФон" выбрал для себя эволюционный путь развития инфраструктуры, где новые системы не заменяют, а дополняют. Оператор создал "надстройку" в виде быстрого хранилища данных над корневыми системами, куда перенес часть нагрузки и запустил на базе решения более 25 сервисов. Подобный шаг решил проблему нагрузки на базовые платформы, повысил доступность сервисов и сократил вывод продуктов на рынок. На текущий момент без задержек и простоев сервисы доступны для более 80 млн абонентов в 10 часовых поясах.

Кейс: улучшение клиентского сервиса для Yota

Оператор Yota запустил кэш на базе платформы in-memory вычислений Tarantool. Он выступает посредником между пользовательскими и системными сервисами. Решение отслеживает и аккумулирует изменения в базах данных, биллинге и прочих системах, и актуализирует информацию в приложении и других продуктах оператора. Нововведение позволило ускорить работу приложения в 3 раза.

Заключение

С помощью цифровых сервисов бизнес может вывести клиентский опыт на качественно новый уровень. Тем более обидно, когда удачные гипотезы разбиваются об инфраструктурные ограничения.

Эволюционный, точечный апгрейд инфраструктуры за счет создания промежуточного ИТ-слоя – оптимальный путь, который позволяет прокачать ключевые digital-метрики без нарушения непрерывности бизнес-процессов и огромных капитальных инвестиций.