Сергей
Туманов

директор компании "СофтМолл"
© ComNews
19.04.2021

Основатель и директор компании "СофтМолл" Сергей Туманов в интервью ComNews рассказал об актуальных вопросах в области импортозамещения.

- При создании собственной компании вы выбрали информационную безопасность. Почему вы остановили свой выбор именно на этой сфере?

- Компания создавались не с нуля и не силами одного человека. Уже на старте была команда порядка 30 человек инженеров по информационной безопасности, работающих в одной крупной организации. И сейчас эти сотрудники – костяк команды "СофтМолл". Решение открыть собственную компанию было продуманным и согласованным, а вопроса по поводу того, чем мы будем заниматься, практические не было. Все мы – специалисты в области ИБ, и работаем в этой сфере далеко не первый год.

- Что вы могли бы назвать своим конкурентным преимуществом?

- Наше преимущество – это прежде всего компетенции и опыт. У нас были крупные и сложные проекты за последние 10 лет. Сотрудники компании постоянно обучаются, растут и развиваются профессионально, решают нетривиальные задачи, что позволяет только нарабатывать еще больший опыт и улучшать свои показатели в сфере работы компании.

- Каких успехов удалось достичь за время существования компании?

- Основной наш успех, что мы не просто наладили работу компании и, она стала узнаваема, а в том, что компания начала расти в части территорий, проектов, штата, а также открылись новые направления деятельности.

- Что обусловило эти успехи?

- Прежде всего желание заниматься своим любимым делом и развивать его.

- Какие территории присутствия компании можно назвать ключевыми? Планируете вы развивать своё присутствие в других регионах? Какие регионы наиболее интересные для вас?

- Ключевой регион для нас – это, конечно, Сибирь и Москва. Однако, со дня основания компании мы сразу начали рассматривать различные регионы, в том числе и центральную часть России.

- Какие направления работы являются для компании приоритетными? Планируется ли дальнейшее расширение спектра услуг?

- Мы начинали работать как центр компетенции по информационной безопасности, но на данный момент мы позиционируемся на рынке как системный интегратор с большим портфелем предложений. Прежде всего это направления по выстраиванию информационной инфраструктуры, а также по обеспечению и мониторингу информационной безопасности.

Мы строим далеко идущие планы, где, конечно, есть место и новым направлениям.

- В своей работе вы большое внимание уделяете импортозамещению. Почему это так актуально именно сейчас?

- С самого начала становления компании в 2017 году, мы выделили направление импортозамещения, как одно из стратегических, хотя в то время еще никто не уделял этому особого внимания. И мы не прогадали. Из года в год видна тенденция актуализации тематики импортозамещения. Растет процент гос.органов и госкорпораций, которые осуществляют переход на импортонезависемые продукты.

За долгое время работы на данном рынке, мы сумели нарастить знания компетенции в этом направлении, и, благодаря накопленному опыту, можем называть себя центром компетенций по импортозамещению. Наши специалисты прошли обучение у большинства отечественных производителей и разработчиков, и, более того, на своем личном опыте подтвердили свою высокую квалификацию в проектах.

Что касается актуальности, на данный момент по общероссийской статистике уже 53% органов государственной власти перешли на отечественные продукты, а это говорит о том, что Рубикон пройден, и в дальнейшем это направление будет еще более востребованным.

- Какие преимущества получают компании и государственные ведомства, отказавшиеся от импортного ПО и оборудования в пользу отечественного?

- Из очевидных плюсов, это конечно, импортонезависимость. Волна санкций в очередной раз может накрыть и сферу IT, и компания просто не сможет приобрести для своих нужд зарубежное программное обеспечение, или обновления к нему. Подобные примеры уже присутствуют на рынке. А это, во-первых, периоды простоя, ведь инфраструктура уже завязана на определенном ПО и нет возможности ее расширить, обновить или модернизировать, а переводить быстро на другие продукты в большей степени невозможно. А, во-вторых, это, конечно, вопрос безопасности. Если зарубежный вендор откажет в поддержке, получении заплаток/патчей для ПО, то вовремя не удастся закрыть опасные уязвимости. В этом случае службам ИБ и ИТ компании приходится потрудиться, потратить много времени и сил, на то, чтобы не пропустить новые уязвимости без поддержки производителя.

Также стоит отметить немаловажный плюс импортозамещения – это стоимость программного обеспечения. Компаниям зачастую удается сэкономить бюджет до 50% в перспективе нескольких лет, после перехода на отечественные решения.

- Как сейчас идет процесс импортозамещения ИТ в России?

- Как и уже говорил ранее, идет довольно положительная тенденция, за прошедший год в разы увеличилось количество лиц, заинтересованных в переходе. И если раньше все думали, что этот вопрос не актуален, и не затронет многие области, то теперь у компаний есть понимание, что это нужно, важно и затронет всех.

- Как вы думаете, существуют ли реальные риски и сложности для компаний, при переходе на отечественное программное обеспечение?

- Сложности, естественно, есть. Одна из них – это множество разностороннего софта, который либо узконаправлен, либо был специально написан под определенную инфраструктуру. На начальных этапах развития направления импортозамещения были сложности с совместимостью и общесистемного софта, но производители не стоят на месте. На текущий момент есть множество сценариев решения проблемы совместимости для нормального функционирования инфраструктуры компании.

Еще одна сложность состоит в том, что пользователи привыкли к определённым интерфейсам, возможностям операционных систем и к привычным сценариям использования программ. И зачастую это самая главная проблема, но и она тоже решаема. Во-первых, в настоящий момент, разработчики пытаются сделать максимально дружественный интерфейс, чтобы рядовой пользователь не заметил значительных изменений и ему было комфортно и привычно работать с ПО. Во-вторых, это вопрос обучения пользователей, которое мы рекомендуем проводить всегда. Простой курс, на котором в формате проведения аналогий с прошлой системой показывают как работать в новой. Удобно что обучение может проходить как в онлайн, так и в офлайн формате.

- Что в текущем процессе импортозамещения создает сложности для вас, как для интеграторов? Что вы хотели бы изменить, на что реально можно повлиять?

- Здесь все-таки в большей степени хочется отметить отсутствие в действующим законодательстве реальных требований и мер. У нас есть план перехода и нормативные акты, которые носят рекомендательный характер. Как только в нормативную часть добавятся конкретные требования к переходу, а также будут обозначены штрафы и санкции за нарушения данного перехода, тогда ситуация улучшится, а условия станут более прозрачными и понятными.

- Есть ли какие-то подсчеты, как переход на российское оборудование позволяет снизить расходы для компаний?

- Да, такие подсчёты есть, но они индивидуальны для каждой инфраструктуры. При комплексном аудите своим заказчикам мы показываем дорожную карту перехода, а вместе с ней и экономическое обоснование. Как я говорил ранее, экономия доходит до 50% бюджета за несколько лет.

- Как повлиял коронакризис на сферу ИТ в России? Появились ли новые возможности для импортозамещения?

- Для нашей компании, как и для интеграторов в целом, он повлиял положительно. Мы не только не просели в период кризиса, но и выросли почти в двое. В сфере импортозамещения также появились новые потребности в процессе перевода компаний на удаленную работу. Видеоконференцсвязь и перевод сотрудников на удаленную работу – это одни из самых востребованных направлений, которыми мы занимались в период пандемии. Один из кейсов, которым мы гордимся, включал в себя перевод в течение месяца сотрудников одной компании на удаленный доступ с учетом соблюдения всех требований информационной безопасности.

- В чем особенность подхода к проектам по импортозамещению у вашей компании?

- Наш главный плюс – это наши квалифицированные кадры, благодаря которым мы занимаемся именно комплексным переводом всей действующей инфраструктуры на импортонезависимые продукты. У нас есть отдельное подразделение, которое занимается этим направлением. Специалисты проходят обучение и повышают квалификацию. Опыт, полученный из сотни выполненных проектов, позволяет нам гордо заявлять, что мы – центр компетенций по вопросам импортозамещения.

Если вам необходима помощь в вопросах импортозамещения или информационной безопасности, то вы всегда можете обратиться к специалистам Компании "СофтМолл".