Тимур
Махмутов

директор департамента международного и регионального сотрудничества Счетной палаты Российской Федерации
© ComNews
24.12.2020

Высшие органы аудита (ВОА) стремятся содействовать продвижению принципов доступности и открытости данных, открытости исходного кода и алгоритмов. Это один из десяти ключевых принципов, заложенных в главный на сегодня документ для контрольных ведомств всего мира – Московскую декларацию.

В сентябре 2019 года Россия в лице главы Счетной палаты Алексея Кудрина на трехлетний период вступила в полномочия председателя Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), которая объединяет ВОА более 195 стран. С этого момента на Счетную палату легли обязанности по продвижению глобальной повестки в области аудита, включая такие направления, как цифровизация и стратегический аудит. Именно они среди прочих отражены и в новой Стратегии развития ведомства, которую мы приняли в 2018 году.

Создание цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности, развитие дистанционных методов аудита, проведение аудита эффективности и стратегического аудита государственных информационных систем и системы обработки государственных данных, разработка рекомендаций по цифровизации государственного управления, развитию государственных информационных систем, внедрению систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных – все это нам предстоит сделать в ближайшее время.

В Счетной палате на постоянной основе идет развитие компетенций наших сотрудников: мы проводим тренинги, обмениваемся опытом с иностранными коллегами. Так, в этом году Счетная палата РФ впервые проводит собственный конкурс – DataContest. Его цель – развитие методов и инструментов государственного аудита путем внедрения новых форматов работы для проведения исследований больших данных и решения сложных аналитических задач. Командам-участницам для решения предложены реальные задачи из деятельности Счетной палаты, которые могут быть решены методами Data Analysis и Data Science. Главная цель здесь заключается в том, чтобы внедрить как можно больше предложенных решений в работу Счетной палаты.

Несмотря на то, что многие результаты деятельности Счетной палаты мы получаем эмпирическим путем, учитывая конкретные проблемы и задачи, мы также имеем возможность изучать международный опыт. У зарубежных ВОА есть свои любопытные кейсы.

Так, например, когда все перешли на "удаленку", многие страны столкнулись с проблемой получения актуальной и достоверной информации. Зачастую проверить ее корректность в текущих условиях крайне сложно, так как данные меняются очень быстро. Решения этой проблеме все чаще находятся в сфере применения цифровых технологий. Например, в разгар пандемии COVID-19 ВОА Великобритании запустил трекер государственных расходов, связанных с эпидемией. На официальном сайте ВОА создана страница, на которой собираются и регулярно обновляются данные об уже осуществленных и планируемых расходах на меры противодействия COVID-19, данные о количестве ведомств, задействованных в данном процессе, количестве реализуемых программ и мероприятий. Трекер отображает все программы и мероприятия независимо от их масштабов и стоимости. Цель – повысить прозрачность деятельности правительства и самого ВОА, способствовать более эффективному контролю и укреплению подотчетности парламента.

Другой пример. ВОА Бразилии начал применять комплексный анализ данных для оценки процесса государственного управления в целом, а также выявления нарушений в ходе использования бюджетных средств. В распоряжении бразильских коллег находится более 30 баз данных, которые формируются 18 внешними организациями. Сотрудники ВОА сформулировали более 80 типологий данных для анализа, таких как "объекты государственной собственности", "социальные выплаты", "тендеры и контракты", "качество данных", "исполнение бюджета". Такое сопоставление данных позволило ВОА выявить более 454 тыс. различных нарушений на общую сумму 41 млрд реалов (7,4 млрд долларов США). В частности, в ходе анализа были обнаружены 189 объектов государственной собственности, не используемых по назначению; 4 тыс. случаев, когда умершие люди продолжали числиться в базах данных государственных организаций; более 1 тыс. случаев, когда государственные контракты присуждались компаниям, находящимся в списке недобросовестных исполнителей.

Для популяризации деятельности на данном направлении ВОА Бразилии был организован так называемый "День Д" (День данных) – мероприятие, на котором объектам аудита, представителям СМИ, гражданам и самим сотрудникам ВОА были представлены основные результаты проверок, достигнутые с помощью анализа массивов данных.

Прозрачность и открытость имеют ключевое значение в работе ВОА многих стран. Недавно ВОА Мозамбика представил новую онлайн-платформу Visa, облегчающую взаимодействие с подотчетными государственными учреждениями. Она позволяет организациям отслеживать этапы проработки, получать информацию и решения ВОА, выполнять рекомендации. К системе можно получить доступ удаленно через планшеты, мобильные телефоны, компьютеры, что крайне важно в условиях пандемии.

Другим акцентом деятельности ряда ВОА стало внедрение экспериментальных подходов. Так, например, ВОА Словакии в июле этого года сообщил о запуске приложения MuMAP, позволяющего гражданам участвовать в аудиторских проверках, проводимых в муниципалитетах. Приложение представляет собой интерактивный аналитический инструмент контроля деятельности местных органов власти. Для широкой общественности доступны не только результаты аудиторских проверок ВОА с 2012 года, но и данные о задолженности отдельных городов и муниципалитетов. Пилотная версия приложения была разработана в ходе первого международного хакатона, организованного в марте этого года Европейской организацией высших органов аудита (ЕВРОСАИ). В мероприятии приняла участие и команда Счетной палаты. Наши коллеги – участники "цифрового актива" Счетной палаты – представили универсальный инструмент для работы с большими данными по государственным закупкам. Программное решение было создано на основе открытых данных о государственных закупках Чехии. Оно включало в себя индивидуальный рынок данных, предварительно настроенные информационные панели для анализа государственных закупок, блок геопространственных данных, а также чат-боты для WordPress, Facebook и Telegram. Проект был разработан совместно с коллегами из других ВОА.

В качестве интересного примера международного сотрудничества можно отметить совместный проект Счетной палаты Российской Федерации и ВОА Перу, реализованный в рамках работы Экспертной группы по борьбе с COVID-19 Наблюдательного комитета ИНТОСАИ по возникающим вопросам. Результатом проекта стала интерактивная информационная панель "Международная обсерватория по мерам реагирования государств и ВОА на пандемию COVID-19". На сайте Обсерватории представлены основные меры реагирования ВОА и правительств на пандемию в интерактивном графическом виде, удобном для самостоятельного анализа.

В дополнение к информации из официальных интернет-ресурсов, для наполнения базы данных Обсерватории мы провели опрос среди всех членов ИНТОСАИ. Представители 70 стран ответили на предложенные вопросы по теме, что позволило получить достаточно репрезентативную картину развития событий в аудиторском сообществе за последние шесть месяцев. База данных ориентирована на долгосрочную перспективу и, кроме того, предполагает дальнейшее коллективное участие всех членов ИНТОСАИ в ее наполнении.

Приведенные примеры из практики Счетной палаты и наших зарубежных коллег показывают, что без наличия высокого уровня компетенций в области аналитики данных, развития "цифровых" подходов и проактивного отношения к работе достичь качественных результатов в аудиторской деятельности не получится. А пандемия коронавируса стала важным стимулом к тому, чтобы более активно и повсеместно использовались цифровые технологии, рационально и широко накапливались массивы данных и осуществлялась их обработка. Эффективность такого процесса цифровизации впоследствии можно будет оценить по качеству принимаемых управленческих решений.