Мнение / июль 2020
Самочувствие спутниковой отрасли сегодня

Владислав
Шпилевой

генеральный директор Iridium
© ComNews
27.07.2020

Предпринимателям весной 2020 года пришлось непросто. Из-за пандемии в большей части мира начались неустойчивые экономические процессы, была приостановлена деятельность многих отраслей, снизился потребительский спрос. Аналитики Economist Intelligence Unit уже предсказали долгосрочную рецессию и падение мировых рынков на 2,2% вместо запланированного роста на 2,3%.

Однако не все компании пострадали от коронакризиса. Некоторые индустрии не только справились с ситуацией, но и начали развиваться, открывая для себя новые направления. О самочувствии спутниковой отрасли сегодня рассказал Владислав Шпилевой, генеральный директор Iridium.

Наиболее активно развивающиеся в последние годы направления космической отрасли — глобальная спутниковая связь, спутниковая навигация и формирование группы космических аппаратов для обеспечения всемирного открытого Интернета, доступного любому человеку независимо от его местонахождения. К началу пандемии 2020 года в космос уже была отправлена часть спутников для этих целей, как британской корпорацией OneWeb, так и проектом Starlink Илона Маска. Конечно, глобальный кризис и всевозможные ограничения вследствие пандемии затронули и эти проекты, и строить прогнозы сейчас довольно сложно.

Активный рост демонстрирует спутниковый Интернет вещей. Спутниковая связь, поддерживающая двустороннее соединение между компактными "умными" устройствами, полезна как для промышленности, науки, логистики, так и для путешественников, спасателей и исследователей. Передача, мониторинг, отслеживание и управление данными по всему миру сейчас важны как никогда — из-за вируса люди вынуждены соблюдать дистанцию, а некоторые стратегически важные работы нельзя останавливать. Учитывая, что сотовая сеть охватывает чуть больше одной десятой Земли, человечество остро ощутило важность непрерывного спутникового соединения.

Чувствительные точки

Конечно, глобальный кризис и ограничения затронули и спутниковую отрасль. Стало довольно сложно строить прогнозы, при этом изменились и бизнес-модели спутниковых операторов.

Международные коммерческие авиаперевозки упали почти на 70%, а логистика между многими странами оказалась прерванной, что повлияло и на нашу отрасль. До пандемии и перекрытии границ, сервисы спутниковой связи широко использовались компаниями для управления воздушным движением, для проверки состояния транспортных средств и машин, координации и контроля безопасности экипажей.

Привнесенные пандемией изменения

В последние месяцы у спутниковых операторов заметно изменилась структура продаж: снизились продажи спутниковых телефонов и устройств персональной связи, но при этом вырос интерес к спутниковым сервисам у госзаказчиков.

Работодатели стали уделять больше внимания бесконтактным методам мониторинга и управления техникой и объектами. Особенно актуально для России — установка спутникового оборудования на промышленную технику и дистанционное управление данными даже в самых дальних уголках страны стали рыночный необходимостью.

Пандемия также обратила дополнительное внимание со стороны государства на безопасность населения, проживающего на удаленных территориях. В частности, речь идет о малочисленных коренных народах Севера, которые и в спокойные времена полагались на связь для решения бытовых проблем, действий в экстренных ситуациях, эффективного ведения хозяйства, как, например, предотвращения отколов стада в оленеводстве с помощью спутниковых датчиков на животных. Спутниковые телефоны, которые используются в рамках таких инициатив, позволяют людям, живущим вдали от крупных населенных пунктов и узлов сотовой инфраструктуры, без особого труда связаться с "большой Землей" и вовремя получить помощь.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и постепенный выход из режима изоляции, у спутниковых операторов нет серьезных поводов для беспокойства — большая часть критически важных объектов как в космосе, так и на Земле частично или полностью автоматизированы. Спутниковые группировки устроены так, чтобы продолжать автономную работу и дистанционное управление.